Светлана ПЕТРИМАН,
заместитель заведующего
ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» Кореличского района,
Гродненская область
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – основное средство экономического воспитания и образования детей. В ходе игры у воспитанников формируются экономические представления и понятия, экономически значимые качества личности, происходит овладение необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения.
Играть, узнавать новое, отвечать на вопросы, выполнять задания экономического содержания ребятам помогает хозяйка экономического уголка группы – Денежка.
Дидактическая игра «Товарный состав» (4–5 лет)
Цель: формировать представления об экономических категориях «товар», «производитель», закрепить умение классифицировать товары по месту изготовления.
Ход игры: ребятам предлагается разместить по вагонам товарного состава товары одинакового производства (например, продукция молокозавода – все молочные продукты, фабрики игрушек – игрушки, мясокомбината – мясные продукты и т.д.).
Дидактическая игра «Что можно и чего нельзя купить» (5–6 лет)
Цель: формировать представления воспитанников о том, что не всё в мире можно купить за деньги; закреплять умение дифференцировать экономические и духовные потребности; развивать объяснительно-доказательную речь.
Ход игры: ведущий (взрослый или ребенок) показывает картинки с изображением различных предметов и явлений. Дети должны положить картинку в определённую коробку (с изображением кошелька – можно купить за деньги, с перечёркнутым кошельком – нельзя), и пояснить свой ответ.
Дидактическая игра «Продаётся – не продаётся» (4–5 лет)
Цель: формировать представления воспитанников о том, что можно купить за деньги; закреплять умение дифференцировать экономические и духовные потребности; развивать объяснительно-доказательную речь.
Ход игры: дети должны разложить карточки с изображениями предметов: если это можно купить за деньги – к карточке с изображением кошелька, если нельзя – к карточке, где изображение кошелька перечёркнуто. Свой выбор пояснить.
Дидактическая игра «Разложи по тележкам» (4–6 лет)
Цель: формировать представления об экономической категории «товар», «цена», «деньги», закреплять умения различать товары по их принадлежности к определенной группе, формировать представления о том, что каждый товар имеет свою цену, что цена зависит от качества товара (дети 4–5 лет); формировать умения дифференцировать стоимость товара с помощью математических знаков «<», «>» (дети 5–6лет).
Ход игры: детям предлагается рассортировать товар по принадлежности к определенной группе (фрукты, рыба, десерты, хлебобулочные изделия) и:
для детей 4–5 лет: разложить их по тележкам, обосновать выбор;
для детей 5–6 лет: установить, какой товар в тележке дешевле, а какой дороже с помощью математического знака «<», «>» (цена написана на обороте карточки), описать словами отношения между двумя товарами (например: яблоко дешевле арбуза, кусок сыра дороже бутылки молока).
Дидактическая игра «Расставь по полкам» (4–6 лет)
Цель: формировать представления об экономических категориях «товар», «стоимость», «цена», закреплять умения различать товары по их принадлежности к определенной группе (дети 4–5 лет); ранжировать по цене (дети 5–6 лет).
Ход игры: детям предлагается рассортировать товар по принадлежности к определенной группе и расставить их:
для детей 4–5 лет: по полкам магазина в соответствии с принадлежностью к группе товаров;
для детей 5–6лет: по полкам магазина в соответствии с принадлежностью к группе товаров и по ценовому диапазону (цена написана на обороте карточки с товаром): не верхние полки – товар дешевле, вниз – дороже).
Дидактическая игра «На полку или в холодильник» (4–5 лет)
Цель: формировать представления об условиях хранения разных товаров, закреплять умения различать товары по их принадлежности к определенной группе
Ход игры: детям предлагается рассортировать товар по условиям хранения: на полке в шкафу или в холодильнике, определить группу товаров.
Дидактическая игра «Что где продаётся» (4–6 лет)
Цель: формировать представления об экономической категории «товар», закреплять умения различать товары по их принадлежности к определенной группе, соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.
Ход игры: детям предлагается рассортировать товар по принадлежности к определенному магазину, в котором они продаются (мебельный, цветочный, бакалея и т.д.).
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: расширить знания детей о профессиях, трудовых действиях.
Ход игры: дети подбирают картинки с изображением предметов, которые необходимы для человека определённой профессии, составляя при этом законченный пазл.
Для детей 3–4 лет: картинку с изображением четырех предметов необходимо соотнести с профессией.
Для детей 4–5 лет: подобрать все четыре картинки к определённой профессии, сложить пазл.
Дидактическая многовариантная игра
«Экономическая рыбалка» (5–6 лет)
Цель: закреплять представления об экономических понятиях и категориях, совершенствовать экономические знания, умения и навыки
Ход игры: дети ловят на удочку морского обитателя. На обратной стороне каждой рыбки, звездочки или морского конька написана цифра. Номер на рыбке определяет категорию игры, номер на других морских обитателях – номер вопроса из категории. Игровые карты с заданиями, игровые материалы для каждой категории игры находятся у воспитателя.
Вариант категорий: «Назови противоположное» (дешево – дорого, продавец – покупатель, опт – розница, доход – расход, прибыль – убыток и т.д.), «Товар или услуга», «Производитель – товар» (и наоборот); «Опиши профессию…», «Придумай рекламу…», «Узнай экономическую профессию по описанию», «Профессия – услуга», «Страна – деньги», «Продаётся – не продаётся», «Что здесь лишнее», «Предложи, как сэкономить (свет, воду, тепло), и т. д.
Дидактическая игра
«Хочу и надо: товары первой необходимости» (5–6 лет)
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Ход игры: определить, к какому понятию – «хочу» или «надо», – относится изображенный на карточке предмет, и разложить: к восклицательному знаку – «надо», к вопросительному – «хочу». Ответ обосновать.
Дидактическая игра
«Азбука экономической безопасности» (4–6 лет)
Цель: познакомить детей со способами и правилами экономии ресурсов (воды, электроэнергии, газа), развивать мышление и объяснительно-доказательную речь.
Ход игры: детям необходимо подобрать картинки, отражающие экономию определённого вида ресурса:
для детей 4–5 лет – основываясь на карточке-образце;
для детей 5–6 лет – подобрать картинки самостоятельно, свой выбор пояснить.
Презентация