Комплекс игровых заданий по формированию образа буквы у учащихся первых классов с нарушениями речи  

- 14:16Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Предложенный в материале комплекс интересных для первоклассников игровых заданий, яркое занимательное дидактическое оснащение к ним значительно ускоряют процесс коррекции имеющихся речевых нарушений у учащихся и повышают интерес детей к коррекционным занятиям.

 

Лилия ЁЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгонь»,
Гродненская область

 

 

 

В процессе работы с учащимися первых классов в пункте коррекционно-педагогической помощи выявилась проблема: у учащихся недостаточно сформировано восприятие графического образа букв и в процессе занятий формируется с трудом. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании навыков правильного письма и чтения.

В литературе предлагается много упражнений, заданий для формирования навыков письма и чтения. Однако среди них мало заданий, направленных конкретно на формирование образа буквы, а те, что имеются – разрозненны и не систематизированы. Поэтому возникла необходимость в создании комплекса специально подобранных игровых заданий, направленных на формирование образа буквы, а также на предупреждение нарушений письменной речи и развитию когнитивных процессов (развитию зрительного гнозиса, в том числе буквенного, формированию пространственного восприятия и представлений, объёма зрительной памяти, воображения и т. д.).

Комплекс специально подобранных игровых заданий включает в себя 28 заданий и дидактическое оснащение к ним. Задания предполагают запоминание графического образа букв через использование зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти и постепенно усложняются. Дидактическое оснащение яркое, разной фактуры, запоминающееся. Задания вызывают у учащихся интерес к занятиям, и процесс запоминания графического образа букв и их чтения, благодаря им, превращается в занимательную игру.

Все учащиеся первых классов, вчерашние дошкольники, любят конструировать. Поэтому, используя мозаики, счётные палочки, яркие конструкторы «Банчемс» и «Лего», разноцветные канцелярские резинки, дети с удовольствием конструируют буквы. «Превращают» одну букву в другую (задания «Весёлая мозаика», «Банчемс», «Буквенный планшет» и др.).

Необычные материалы (цветные верёвочки из разного материала, разной толщины, длины, фактуры; манка; декоративная проволока), предлагаемые детям, также вызывают неподдельный интерес к занятиям (задания «Верёвочные буковки», «Чудо-манка»). Задания, в которых используются конструкторы, нетрадиционные материалы, помимо формирования графического образа, преобразования букв, развивают подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Задание «Фантазёры» формирует умение запоминать буквы, используя приём создания внешних опор (ассоциации). Это задание позволяет учащимся первых классов с увлечением реализовать свои творческие способности: придумать, на какой предмет похожа предлагаемая буква, и нарисовать его.

С большим интересом учащиеся выполняют задания с использованием приёма «дермолексия», например: «Буквенный массаж» (предварительно обговариваем, какую букву будем писать на спине: печатную или прописную, строчную или заглавную), «СМС», «Экстрасенс» и т. д. Эти задания помогают сплотить детский коллектив. Первоклассники с удовольствием выполняют эти игровые задания вне коррекционных занятий, на переменах.

Когда учащиеся уже узнают буквы изолированно, им предлагаются зашумлённые, зеркальные, недорисованные изображения букв. Игровые задания «Буквенный конструктор», «Буква в окошке», «Жучок-буквоед» и т. д. занимательны и помогают научиться узнавать буквы в необычных ситуациях.

Игровые задания-соревнования дают возможность избегать статичных поз в процессе занятий. Дети с увлечением наперегонки разыскивают буквы в помещении кабинета. В задании «Умные прятки» буквы видны частично и ребятам необходимо сначала назвать найденную букву и только потом взять её в руки. Задания можно использовать в качестве физкультминутки.

Постепенно игровые задания усложняются. В задании «Найди по описанию» детям предлагается по словесному описанию определить, какую букву загадал ведущий. Задание интересно тем, что учащиеся также могут выполнять роль ведущего. Это способствует лучшему запоминанию образа букв. По результатам наблюдения можно сказать, что ребёнок, хотя бы раз выступивший в роли ведущего, «свою» букву уже не забывает.

«Целая буква» – задание, при выполнении которого дети воссоздают образ буквы путём мысленного соединения её элементов в одно целое. Помимо закрепления графического образа букв, у учащихся первых классов происходит коррекция операций анализа и синтеза.

Ежедневное использование предложенного комплекса игровых заданий является эффективным в работе по формированию образа букв у учащихся первых классов с нарушениями речи, помогает в развитии зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, операций анализа и синтеза, мелкой моторики и предупреждает появления дисграфии. Комплекс специально подобранных, интересных для детей данного возраста, игровых заданий, яркое занимательное дидактическое оснащение к ним значительно ускоряют процесс коррекции имеющихся речевых нарушений у учащихся и повышают интерес к коррекционным занятиям.

 

КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

«ВЕСЁЛАЯ МОЗАИКА»

Задачи: формировать умение запоминать и преобразовывать буквы, используя мозаику; развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Оборудование: мозаика любого типа («гвоздики», «кнопочки», «фишки»), соответствующее наборное полотно к мозаике.

Инструкция:

Вариант 1. Внимательно рассмотри выложенный из мозаики образец буквы и запомни его. Образец буквы закрывается. Выложи из мозаики такую же букву по памяти.

Примечание: когда ребёнок выполнит задание, вы открываете образец буквы. Учащийся сравнивает свою букву с образцом и самостоятельно исправляет ошибки, если он их допустил.

Вариант 2 (усложнённый). Преврати буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали.

 

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»

Задачи: формировать умение запоминать и преобразовывать буквы, используя палочки; развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Оборудование: счётные палочки.

Инструкция:

Вариант 1. Внимательно рассмотри выложенный из палочек образец буквы. Выложи такую же букву.

Вариант 2 (усложнённый). Составь из палочек фигуру, напоминающую дверь. Убери две палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстанови фигуру; убери одну палочку так, чтобы получилась буква Б; убери две палочки так, чтобы получилась буква Е; убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г.

 

«БАНЧЕМС»

Задачи: формировать умение выкладывать буквы из конструктора «Банчемс»; развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Оборудование: набор «Банчемс».

Инструкция: Выложи букву, которую ты хочешь сам.

Примечание: можно предложить букву ту, которую ребёнок плохо выучил.

 

«БУКВЕННЫЙ ПЛАНШЕТ»

Задачи: формировать умения запоминать и преобразовывать буквы, используя планшет; развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Оборудование: планшет-основа с канцелярскими кнопками-гвоздиками, разноцветные канцелярские резинки.

Инструкция:

Вариант 1. Внимательно рассмотри выложенный образец буквы и запомни его. Образец буквы закрывается. Выложи на планшете такую же букву по памяти.

Примечание: когда ребёнок выполнит задание, вы открываете образец буквы. Учащийся сравнивает свою букву с образцом и самостоятельно исправляет ошибки, если он их допустил.

Вариант 2 (усложнённый). Преврати буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали, убирая лишние или перемещая необходимые детали

 

«УМНЫЕ КУБИКИ»

Задачи: формировать умение запоминать и преобразовывать буквы, используя кубики; развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Оборудование: набор кубиков «Лего».

Инструкция:

Вариант 1. Внимательно рассмотри выложенный из «Лего» образец буквы. Выложи такую же букву.

Вариант 2 (усложнённый). Преобразуй сложенные из «Лего» буквы. Например: «Сделай из буквы Т букву Г, убрав лишнюю деталь»; «Передвинь одну деталь к букве Н так, чтобы получилась буква П».

Примечание: так можно выкладывать и буквы, которые содержат круглые или полукруглые элементы. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ч, М, И, К.

 

«ВЕРЁВОЧНЫЕ БУКОВКИ»

Задачи: формировать умение выкладывать буквы из верёвочек/цветной проволоки; развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья.

Оборудование: верёвочки разных видов, цветная декоративная проволока.

Инструкция: Выложи букву, которую ты хочешь сам.

Примечание: можно предложить букву ту, которую ребёнок плохо знает.

 

«ЧУДО-МАНКА»

Задачи: формировать умение запоминать и преобразовывать буквы; развивать подвижность пальцев.

Оборудование: поднос для посуды, манная крупа.

Инструкция:

Вариант 1. На подносе насыпана манная крупа. Напиши рядом букву, такую же, как написала я.

Вариант 2. Напиши букву больше или меньше моей; допиши незаконченную букву; сотри лишнюю деталь «неправильной» буквы.

 

«ФАНТАЗЁРЫ»

Задача: формировать умение запоминать буквы, используя приём создания внешних опор – ассоциации.

Оборудование: карточки с буквами.

Инструкция: Смотри, я написала букву. Постарайся придумать, на что она похожа и дорисуй, чтобы получился какой-нибудь предмет.

Примечание: Некоторые наиболее частые сравнения букв с разными предметами или их частями.

А – лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.

Б – барабан и палочки, кенгуру.

В – очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.

Г – коса, семафор.

Д – домик, легковой автомобиль.

Е – сломанная расчёска.

Ё – ёжик несёт два яблока на спине.

Ж – жук, снежинка.

З – змейка, птица в полёте.

И – дерево, а рядом гора; иголка с ниткой.

Й – рядом дерево и гора, птица над ними.

К – птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.

Л – развязались ленточки в косе.

М – две горы, майка, качели, сломанная скамейка.

Н – носилки, кроватка.

О – лицо, солнышко, тарелка, пирог.

П – качели, ворота.

Р – ромашка.

С – сушка, ухо слона.

Т – молоток.

У – уши зайца.

Ф – филин, человек, поставивший руки на пояс.

Х – вертушка, акробат.

Ц – котёнок или щенок лежат на спине, лапками вверх.

Ч – флажок, вешалка, перевёрнутый стул.

Ш – расчёска, ёжик.

Щ – щётка.

Ь – ключ.

Ы – лыжи и лыжные палки рядом.

Ъ – поварёшка.

Э – эхо.

Ю – юла, ветка с яблоками.

Я – человек с рюкзаком за плечами, петушок.

 

«УМНАЯ ЗАРЯДКА»

Задача: формировать умения запоминать буквы с опорой на зрительный образ.

Оборудование: два мяча, ковёр.

Инструкция:

Вариант 1. Сейчас я «превращусь» в букву, а ты повтори эту букву за мной и назови её.

Вариант 2. Придумай сам, как по-другому можно «превратиться» в букву и покажи.

Примечание: не говорите учащемуся, в какие буквы вы «превращаетесь», пусть отгадывает сам.

Возможные «превращения».

Буква А – ноги поставьте на ширину плеч, руки сложите сзади на пояснице.

Б – одной рукой к животу приложите мяч, другую руку вытяните вперёд.

В – прижмите к себе два мяча.

Г – протяните руки вперёд, пальцы сомкните в замок.

Д – вместе с ребёнком сядьте на ковёр спиной друг к другу, ноги чуть согните в коленях.

Е – стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперёд, одновременно вперёд вытяните руки.

Ё – то же, что и буква Е, при этом подмигните.

Ж – поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и поднимите вверх.

З – лёжа на боку, ноги согните в коленях, голову отведите назад, прогнитесь назад.

И – соедините руки за спиной, одна рука через предплечье, а другая – через поясницу.

Буква Й – тоже, что и буква И, при этом кивните головой.

К – правую ногу протяните вперёд, поставьте на носок, правую руку согните в локте и поднимите вверх.

Л – поставьте ноги на ширину плеч, руки прижмите к туловищу.

М – встаньте с ребёнком друг напротив друга и возьмитесь за руки, руки опустите вниз.

Н – встаньте с ребёнком друг напротив друга, вытяните руки вперёд; пусть он положит свои руки на ваши.

О – соедините руки над головой, образуя круг.

П – руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, ладони поверните к туловищу.

Буква Р – обе руки приложите ладонями ко лбу, локти сведены.

С – лежа на боку, согнитесь, примите форму полукруга.

Т – вытяните обе руки в стороны.

У – стоя, левую руку вытяните вдоль туловища; плечо правой руки прижмите к груди, предплечье отведите чуть вниз, пальцы сомкните и выпрямите.

Ф – руки поставьте на пояс.

Х – поставьте ноги на ширину плеч, руки поднимите вверх и немного разведите в стороны.

Ц – правую руку согните в локте вверх и отведите в сторону, левую руку расположите параллельно правой, отведя её так же вправо.

Ч – соедините руки перед собой согнутыми в локтях.

Ш – руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, поднятыми вверх предплечьями, ладони поверните к туловищу.

Щ – то же, что и буква Ш, при этом топните ногой.

Ъ – приложите мяч к животу, отведите одну руку, согнутую в локте, назад и вверх.

Ы – приложите мяч к животу, а напротив себя поставьте ребёнка.

Ь – приложите мяч к животу.

Э – правую ногу отведите в сторону, поставьте на пятку, поднимите левую руку вверх и прогнитесь вправо, правую руку согните в локте и прижмите к туловищу.

Ю – держите мяч впереди себя на вытянутых руках.

Я – правую руку поставьте на пояс, правую ногу оставьте вправо и поставьте на пятку.

 

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Задачи: формирование умения запоминать буквы, используя приём «дермолексия»; развивать умение придумывать слово на заданную букву.

Оборудование: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.

Инструкция:

Вариант 1. В мешочке сложены известные тебе буквы. Вынимая букву по одной, отгадай её на ощупь и придумай слово, начинающееся на эту букву.

Вариант 2. Вынимая букву по одной, отгадай её на ощупь и придумай слово, которое заканчивается на букву из мешочка.

Примечание: Если учащийся, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребёнок снова достанет эту букву, он уже назовёт её правильно. Для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, счётная палочка, цифра из набора и т. п.

 

«УМНЫЕ ПРЯТКИ»

Задача: формировать умение узнавать буквы по отдельным фрагментам.

Оборудование: вырезанные большие буквы из цветной бумаги.

Инструкция: Буквы с тобой играют в прятки. Они так спрятались в кабинете, что остались видны только их небольшие фрагменты. Когда ты найдёшь букву, прежде чем её достанешь, отгадай по видимой части, что это за буква.

Примечание: Спрятать буквы можно за зеркало, под шкаф, в книжку, в ящик стола, на потолке и т. п. Учащемуся будет интересно находить как знакомые, так и новые буквы. Для лучшего запоминания новых букв можно располагать их в «специальных» местах. Например: букву З можно спрятать за зеркалом, букву Ц в горшке с цветами и т. п.

 

«НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ БУКВЫ»

Задача: формировать умение дифференцировать зрительные образы букв.

Оборудование: карточки с буквами, написанными в нескольких вариантах (стилях).

Инструкция:

Вариант 1. Перед тобой разложены буквы, написанные в нескольких вариантах (стилях), по две буквы каждого варианта. Найди парные – одинаковые буквы и назови их.

Вариант 2. Перед тобой разложены буквы. Рассортируй буквы на группы: большие и маленькие, по стилю написания и назови все буквы в каждой группе.

Примечание: Не забывайте спрашивать ребёнка, какие буквы он нашёл.

 

«БУКВЕННЫЙ МАССАЖ»

Задача: формировать умение запоминать буквы, используя приём дермолексия.

Инструкция:

Вариант 1. Я напишу своим указательным пальцем на твоей спине известную тебе букву. А ты отгадай, какую букву я написала.

Вариант 2. Я напишу на твоей спине букву, а ты одновременно напиши эту же букву на доске мелом.

Примечание: таким образом, полезно запоминать буквы, которые учащийся не может по каким-либо причинам твёрдо выучить.

 

«СМС»

Задача: формировать умение запоминать буквы, используя приём дермолексия.

Инструкция: Мы с вами встаём в круг. Я отправляю СМС (пишу букву на ладони рядом стоящего учащегося пальцем или обратной стороной карандаша). Тот, кто получил начертанную на ладони букву, передаёт её аналогичным способом следующему по кругу. Когда СМС приходит к отправителю (ко мне), проверяем, соответствует ли полученная буква отправленной.

Примечание: Предварительно обговариваете, что именно будете писать: печатную или прописную букву, строчную или заглавную. Если же полученное сообщение не совпадает с отправленным, то происходит поиск звена цепи, где произошёл сбой.

 

«ЭКСТРАСЕНС»

Задача: формировать умение узнавать букву, используя тактильные ощущения.

Оборудование: набор букв из наждачной, бархатной бумаги.

Инструкция: На столе лежат буквы. Вы, с закрытыми глазами (на ощупь) должны определить, что это за буква (печатная или письменная, строчная или заглавная) и назвать её.

 

«ЗЕРКАЛЬНЫЕ БУКВЫ»

Задача: формировать умение дифференцировать зрительные образы букв.

Оборудование: карточки букв в правильном и зеркальном изображении.

Инструкция: Перед тобой разложена пара карточек в правильном и зеркальном изображении одной и той же буквы. Выбери правильную букву и назови её.

Примечание: Обязательно спрашивайте, как называется буква.

 

«БУКВЕННЫЙ КОНСТРУКТОР»

Задачи: формировать умение запоминать буквы с опорой на образец; развивать умение преобразовывать буквы из одной в другую.

Оборудование: восемь полосок из картона/пластика, шесть штук полуколец из картона/пластика, четверти кольца из картона/пластика.

Инструкция:

Вариант 1. Перед вами выложенный из деталей конструктора образец буквы. Внимательно рассмотрите его и запомните. Образец буквы я закрываю. Составьте из деталей конструктора такую же букву.

Примечание: Учащийся сравнивает свою букву с образцом и самостоятельно исправляет ошибки, если он их допустил.

Вариант 2. Я составила «неправильную» букву (в зеркальном изображении – «задом наперёд» или перевёрнутую – «вверх ногами»). Переставьте детали так, чтобы получилась правильная буква.

Вариант 3. Преобразуйте буквы. Я положила одну большую полоску на парту. Вам надо добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква. Следующий ход мой – я меняю детали местами, чтобы получилась новая буква. Дальше вы преобразуете выложенную мною букву в другую. Ходим по очереди.

Примечание: Возможны следующие ряды букв: Т-Г-П-Н-М; Я-Ф-Р-В-Б-Ь-Ы.

 

«БУКВА В ОКОШКЕ»

Задача: формировать умение узнавать букву по её недостающим элементам.

Оборудование: карточки с окошком разной формы, карточки с буквами.

Инструкция: перед вами окошко. Из этого окошка будет выглядывать буква. Узнайте и назовите букву в окошке (по фрагменту).

Примечание: Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком «вверх ногами»).

 

«ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ»

Задача: формировать умение узнавать буквы на зашумлённых изображениях.

Оборудование: картинки с буквами, вписанными друг в друга.

Инструкция: Перед вами лежат картинки с написанными на них буквами. Угадайте, какие буквы спрятались на этих картинках.

Примечание: разрешите учащемуся поворачивать листы в разные стороны, так он сможет найти больше букв. Если он не может узнать какую-то букву, обведите её тупым концом карандаша, это поможет ребёнку угадать букву. Не говорите, какую букву показываете; если учащийся сможет её увидеть, он назовёт её сам. В случае если ребёнку всё же не удаётся увидеть букву, назовите её сами.

 

«ЖУЧОК-БУКВОЕД»

Задача: формировать умение узнавать букву по её недостающим элементам.

Оборудование: карточки с отсутствующими, недописанными элементами букв.

Инструкция: Перед вами лежат карточки с отсутствующими деталями букв. Эти буквы испортил вредный жучок-Буквоед. Восстановите (допишите) их и назовите букву.

Примечание: обязательно спрашивайте, какая буква получилась.

 

«НАЙДИ И ЗАЧЕРКНИ»

Задачи: формировать умение запоминать буквы; формировать умение различать похожие по написанию буквы.

Оборудование: тексты

Инструкция:

Вариант 1. Перед вами текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Внимательно просматривая текст, найдите и зачеркните заданную букву. Например: «Найди и зачеркни все буквы а».

Вариант 2. Перед вами текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Внимательно просматривая текст, одновременно зачёркивайте две разные буквы. Например: «Одновременно найди и зачеркни все буквы у-и».

Вариант 3. Перед вами текст из набора букв разного шрифта и размера. Внимательно просматривая текст, найдите и зачеркните заданную букву.

Примечание: для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например, работать одну минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв, которые учащийся сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за одну минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности ребёнка.

 

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Задачи: формировать умение запоминать буквы; развивать зрительную память, внимание.

Оборудование: касса букв.

Инструкция:

Вариант 1. На наборное полотно я выставила пять букв. Прочитайте их и запомните. По моему сигналу вы закрываете глаза. В это время расположение букв я меняю. Открыв глаза, вы должны сказать что изменилось.

Вариант 2. На наборное полотно я выставила пять букв. Прочитайте их и запомните. По моему сигналу вы закрываете глаза. В это время я убираю одну букву. Открыв глаза, вы должны сказать, какая буква пропала.

Вариант 3. На наборное полотно я выставила пять букв. Прочитайте их и запомните. По моему сигналу вы закрываете глаза. В это время я добавляю одну букву. Открыв глаза, вы должны сказать, какая буква появилась.

 

«КТО БЫСТРЕЕ»

Задача: формировать умение запоминать буквы.

Оборудование: касса букв.

Инструкция:

Вариант 1. По кабинету разбросаны несколько одинаковых букв. По моей команде вы должны принести заданную мной букву.

Вариант 2. По кабинету разбросаны несколько одинаковых букв, изображённых в разных стилях (шрифтах). По моей команде вы должны принести заданную мной букву.

Примечание: обязательно спрашивайте, какую букву учащиеся принесли и хвалим каждого.

 

«АРХИТЕКТОР»

Задача: формировать умение запоминать буквы и составлять их из частей.

Оборудование: карточки с нарисованными на них контурами букв.

Инструкция: Перед вами лежит карточка с нарисованным на ней контуром буквы. Раскрасьте её. Каждую карточку я разрезаю на 4–6 частей и перемешиваю. Сложите букву и назовите её.

Примечание: обязательно спрашивайте, какую букву учащиеся сложили.

 

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ»

Задача: формировать умение узнавать букву по словесному описанию.

Оборудование: касса букв.

Инструкция: На доске выставлены буквы. По моему описанию буквы вы должны угадать, о какой букве идёт речь. Например: «Буква состоит из трёх палочек, две палочки стоят, а третья лежит на них сверху. Какая это буква?».

 

«ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ»

Задача: формировать умение узнавать букву в разном пространственном положении.

Оборудование: касса букв.

Инструкция: На наборном полотне выставлены карточки букв в разных положениях: повёрнутые набок, вверх ногами, тыльной стороной. Это Незнайка торопился в школу, упал и рассыпал буквы. Нужно ему помочь правильно их собрать.

Примечание: учащиеся выходят к доске, правильно ставят карточку и называют букву на ней.

 

«ЖМУРКИ»

Задача: формировать умение выделять первый звук в слове и обозначать его буквой.

Оборудование: карточки букв, платок.

Инструкция: Выбираем Жмурку. Ему завязываем глаза и подводим к столу, на котором находятся карточки букв. Жмурка берёт карточку, показывает её всем учащимся. Ребята по очереди называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным словам Жмурка должен догадаться, какую именно букву он держит в руках, и назвать её.

Примечание: правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа учащиеся хором называют нужную букву.

 

«ЦЕЛАЯ БУКВА»

Задача: формировать умение воссоздавать образ буквы путём мысленного соединения элементов буквы в одно целое.

Оборудование: таблица.

Инструкция: Перед вами лежит карточка с нарисованной таблицей. Каждая часть буквы записана в отдельной ячейке. Надо соединить части, чтобы получилась целая буква. Запишите получившуюся букву в последний столбик и назовите её.

Примечание: обязательно спрашивайте, какую букву учащиеся записали.

 

Использованная литература

1 Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е.Агранович. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 160 с.
2 Екжанова, Е.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие / Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова. – СПб. : КАРО, 2013. – 272 с.
3 Жукова, О.С. Книга заданий и упражнений по обучению чтению, письму, счёту / О.С.Жукова. – М. : Астрель; СПб. : Астрель-СПб,2010. – 96 с.
4 Лалаева,Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии //. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И.Лалаева. – М. : Владос, 1998 г.
5 Полякова, М.А. Как научить ребёнка читать и писать / М.А.Полякова. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий