Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования приёмов технологии развития критического мышления

- 15:26Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

 

Инесса КАЧУК,
учитель начальных классов
ГУО «Творичевский детский сад – базовая школа
Мозырского района»,
Гомельская область

Leo-1979@tut.by

 

 

 

Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании грамотного читателя, знания, умения и навыки которого станут фундаментом для совершенствования его на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Читательские умения складываются из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой. Умения работы с текстом формируются в процессе анализа литературного произведения и представляют собой действия учащегося по ориентировке в тексте, связанные с восприятием, выявлением, осознанием и оценкой содержания и смысла художественного произведения [1].

По результатам республиканского мониторинга читательской грамотности, который проводился в соответствии с приказом Министра образования «О проведении мониторинга качества общего среднего образования в 2016/2017 учебном году», читательские умения сформированы на низком уровне у 78 % пятиклассников. Основные затруднения учащихся были связаны с неумением осознанно читать текст и делать простейшие умозаключения; выделять основную и второстепенную информацию; извлекать единицы информации, объединенные общей темой; определять основную мысль текста [2].

Научить детей осознанно читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать мир. Навыки работы с текстом необходимы на каждом учебном занятии, так как каждый учебный предмет несёт огромный поток информации, которую учащимся для успешного обучения нужно уметь интерпретировать, интегрировать, анализировать и оценивать [1].

Педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит разработали технологию развития критического мышления, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Способности, развиваемые с помощью этой технологии, – открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения – позволят учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных навыков сконструировать своё собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения [3, с. 11].

 

При выборе приёмов этой технологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, цели и задачи урока, учебный материал. Приёмы технологии развития критического мышления стоит вводить последовательно, начиная с уроков обучения грамоте в 1-м классе (послебукварный период). Эту работу целесообразно проводить на различных этапах урока.

При подготовке учащихся к работе на основном этапе урока учитель создаёт образовательные ситуации с целью создания условий для актуализации знаний и мотивации учения учащихся, мотивирует к решению учебных задач. При изучении темы «Наша Родина – Беларусь» (1-й класс) будет уместен приём «Аквариумные рыбки». Предлагаем детям стать в круг – аквариум. Учащиеся делятся друг с другом знаниями о своей стране: называют свой адрес, любимые места, столицу, символы Беларуси, поочерёдно задают друг другу вопросы.

При изучении темы «Лёгкий хлеб» (1-й класс) можно использовать приём «Мозговой штурм». Учащимся предлагаем высказать своё мнение о том, может ли хлеб быть лёгким или тяжёлым, и почему. Ребята высказывают свои мнения и предположения, для многих вопросы могут остаться без ответа, что мотивирует к осознанному чтению текста. Приём «Мозговой штурм» можно использовать не только для прогнозирования содержания текста, но и для знакомства с автором. Предлагаем учащимся внимательно рассмотреть портрет писателя: его глаза, взгляд, выражение лица, как одет, и предположить, каким он был человеком. После сообщения краткой биографии учащиеся определяют, в чём их предположения оказались верными.

На этом же этапе эффективными будут и другие приёмы технологии развития критического мышления. Например, приём «Отсроченная догадка» (учащиеся высказывают свои предположения о теме, содержании, героях, писателе), приём «Ассоциативный ряд» (учащиеся называют несколько ассоциаций по теме урока), приём «Загадка» (название темы урока зашифровано).

Применяя приём «Кластер», можно научить учащихся выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке в виде «грозди». Работу с данным приёмом вначале можно проводить с использованием иллюстраций, в дальнейшем с использованием опорных слов. Например, при изучении темы «И.Соколов-Микитов. Осенняя страничка» (2-й класс) на этапе первичной проверки понимания изученного учащимся, предлагаем составить кластер. В центре – тема «Осенняя страничка», «грозди» – иллюстрации опорных слов (золотая осень, грибы, клюква, рябина, лесной ручей, облака, паутина, птицы). Все иллюстрации располагаем в порядке последовательности событий. Этот вид работы поможет учащимся подготовить пересказ текста.

На этапе усвоения новых знаний и способов действий можно применить приём «Инсерт» (чтение с пометками). Во время первичного чтения текста учащимся предлагаем делать пометки в учебнике: «V» – новое для меня, «+» – знал ранее, «–» – удивило меня, «?» – не очень понятно. Это позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную [3, с. 27]. Например, при изучении темы «Музей книги» (1-й класс) после чтения текста обсуждаем с учащимися отмеченную информацию: где находится музей книги, что заменяло людям бумагу, какой был переплёт, о первых книгах.

Приём «Чтение с остановками» уместно использовать при работе с повествовательным текстом. Сначала учащиеся определяют по заглавию текста, о чём пойдёт речь в произведении. Затем проводим первичное чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента учащиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии событий. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать своё мнение. Использование этого приёма позволяет прорабатывать материал детально, развивает умение прогнозировать содержание текста, мотивирует к осознанному чтению.

При составлении характеристики главного героя произведения можно применить приём «Уголки». Предлагаем учащимся определить положительные и отрицательные качества главного героя. Работу проводим по вариантам. Каждое утверждение учащиеся записывают на доске и доказывают выдержками из текста. В такой же форме можно провести сравнительный анализ характеристик нескольких героев произведения.

При подготовке к пересказу текста целесообразно использовать приём «Логическая цепочка». Предлагаем учащимся выстроить события в логической последовательности. Учащиеся используют в процессе работы иллюстрации, опорные слова, дают заглавие каждому эпизоду. В последовательности событий можно допустить ошибки, чтобы учащиеся исправили, восстановили логическую связь.

На этапах проверки выполнения домашнего задания можно применить приём «Письмо учителю» (маме, другу, герою). Предлагаем учащимся, пользуясь памяткой, выразить своё отношение к тексту. Это мини-сочинение о прочитанном тексте. Пример выполнения при изучении темы «В.Осеева. Кто всех глупее» (2-й класс).

Я прочитал(а) рассказ «Кто всех глупее».
Больше всего запомнилось, как глупо себя вели герои.
Мне понравилась, как поступила утка Устинья.
Не понравилось, как поступили остальные герои.
Моё эмоциональное состояние во время чтения: весёлое.
Этот рассказ учит меня тому, что нельзя обижать слабых.

На этом же этапе эффективными будут и другие приёмы технологии развития критического мышления. Например, приём «Театрализация» направлен на формирование умений выразительно донести характер, чувства, поступки героев (предлагаем учащимся подготовить инсценировку отдельных эпизодов или всего прочитанного произведения). Приём «Написание творческих работ» формирует умение анализировать, дополнять информацию, создавать новую (учащимся предлагаем написать продолжение произведения или изменить концовку, сочинить сказку или рассказ).

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет) целесообразно использовать на этапе обобщения и систематизации знаний с целью определить главную мысль произведения через последовательность событий. Например, при работе по теме «И.Панькин. Легенда о матерях» (3-й класс) учащиеся ставят перед собой проблемный вопрос (голова рыбьего скелета): откуда же у моряков взялась сила? Чтобы найти причины и факты (кости скелета), предлагаем ответить на вопросы: какими были угрозы Нептуна? Какое решение приняли матери? Чем пожертвовали ради сыновей? Что случилось с сыновьями? После проведённой работы определяем главную мысль произведения (хвост рыбьего скелета): матери для своих детей пожертвуют всем. Вся работа фиксируется на доске.

На этом же этапе можно применить приём «Круги по воде». Предлагаем учащимся записать в столбик опорное слово из 5–7 букв (название текста, имя героя) и на каждую букву подобрать ключевые слова или слова, характеризующие главного героя (существительные, глаголы, прилагательные, словосочетания). Такая работа развивает у учащихся умение извлекать единицы информации, анализировать содержание текста, поступки героев. Пример выполнения при изучении темы «Л.Толстой. Акула» (3-й класс).

А – Африка
К – корабль
У – ужас
Л – любовь
А – артиллерист

Стратегия приёма «Корзина идей» направлена на формирование умения строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении, соотносить аргументы и факты, формулировать вопросы. Этот приём можно использовать при подготовке обучающихся к работе на основном этапе и продолжить работу на этапе обобщения и систематизации знаний. На доске прикрепляем «корзину», в которую учащиеся условно собирают предположения об изучаемой теме. Например, при работе по теме «Ю.Яковлев. Рыцарь Вася» (4-й класс) учащиеся кратко записывают на стикерах свои предположения: возможно, главного героя зовут Вася; наверное, он смелый и отважный; крепкий и здоровый; возможно сделает что-то героическое; любит историю. На этапе обобщения и систематизации знаний возвращаемся к «корзине»: учащиеся зачитывают предположения, сделанные в начале урока, анализируют, делают выводы.

Стратегия приёмов «Интервью», «Составь викторину», «Толстые и тонкие вопросы» направлена на формирование умения работать с вопросами к тексту. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании. Чтобы правильно задать вопрос, учащемуся необходимо владеть информацией [4, с. 87]. Эти приёмы можно использовать на этапах проверки выполнения домашнего задания, применения знаний и способов действий и обобщения и систематизации знаний. Предлагаем учащимся самостоятельно составить вопросы к прочитанному произведению и провести опрос в классе в виде интервью с применением микрофона или в виде викторины. Главное условие – вопросы не должны дублироваться с вопросами из учебника.

Для составления «толстых» и «тонких» вопросов предлагаем учащимся пользоваться памяткой. По ходу работы с таблицей в левую колонку записывают вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Этот приём позволяет учащимся глубоко осмыслить и понять содержание произведения.

Приём «Синквейн» универсален, его использование уместно на различных этапах урока. Учащиеся в пяти строках отмечают черты характера героя, его поведение, определяют главную мысль произведения, подводят итоги, составляют об этом предложение и слово-ассоциацию или синоним [4, с. 160]. Учитель может использовать иллюстрации, допускать ошибки или пропуски в синквейнах. В 1-м классе эту работу следует проводить фронтально и делать запись на доске. В последующих классах учащимся можно предложить составить синквейны индивидуально, в паре или группе.

Примеры выполнения приёма «Синквейн»:

Внеклассное чтение «Великие сказочники мира» (3-й класс)
Литературные сказки
Познавательные, мудрые
Учат, завораживают, захватывают
Добро побеждает зло.
Волшебство
Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (4-й класс)
Чинк
Преданный, бесстрашный
Отстоял, дрался, охранял
Друг, который никогда не предаст.
Защитник

Систематическое и целенаправленное использование приёмов технологии развития критического мышления в процессе работы с текстами художественных произведений поможет учащимся овладеть умениями прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям и заголовку; устанавливать смысловые связи между событиями: последовательные и причинные; определять тему и главную мысль произведения, соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью; характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступков; определять авторское отношение к событиям, героям; выражать своё отношение к содержанию произведения, давать личную оценку поступку, герою.

 

Список литературы

1 Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. IV классы [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2021-2022 – Дата доступа : 11.09.2021.
2 Рекомендации по результатам республиканского мониторинга читательской грамотности учащихся V, VIII классов [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://adu.by/images/2017/08/Monitoring_chit_gramotn1.pdf – Дата доступа : 05.09.2021.
3 Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В.Муштавинская. – КАРО, 2009. – 84 с.
4 Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий