Предлагаемая разработка может быть использована в работе с учащимися профильных классов педагогической направленности, а также выпускных классов для формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Жанна СВАТУХИНА,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область
В Республике Беларусь успешно развивается система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа с учащимися на III ступени общего среднего образования по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Создание профильных классов педагогической направленности в рамках системы призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.
В средней школе № 11 Лиды с 2018 года функционируют профильные группы педагогической направленности. Наши учащиеся ежегодно занимают призовые места в «Фестивале педагогических классов», проводимом педагогическим факультетом Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В 2021 году команда нашей школы завоевала диплом II степени в научной олимпиаде по педагогике, работы трёх учащихся имеют сертификаты научно-практической конференции «Образование и молодёжь. Научный поиск», проводимой Гродненским областным институтом развития образования в рамках областной Педагогиады–2021 «Диалог опыта и молодости, науки и практики». С пользой проходит и лето у учащихся и педагогов профильных классов, так в 2021 году в уникальном профильном лагере «ПрофСТАРТ» Гродненского региона они провели незабываемых 15 дней.
Результатом формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии в рамках организации профильного обучения стало результативное поступление в 2021 году шести из десяти учащихся на педагогические специальности.
Педагоги и администрация школы находятся в постоянном поиске новых продуктивных форм работы с учащимися педагогических групп. Одной из таких форм является живое общение учащихся с педагогической интеллигенцией, представителями управления образования района, студенческим активом учебных заведений педагогического профиля, молодыми специалистами. Предлагаем вашему вниманию разработку одного из таких мероприятий – круглого стола «История профессионального становления педагога», который был проведён в нашем учреждении образования в рамках посещения 27 января 2022 года участниками 57-го «Звёздного похода» – студентами Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
История профессионального становления педагога.
Круглый стол
Цель: формирование позитивной установки на выбор педагогической специальности, актуализация вопроса осознанного выбора.
Оборудование: буклеты о специальностях БГПУ имени Максима Танка, афоризмы о профессии учителя.
Ход круглого стола
I Организационный этап
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники круглого стола «История профессионального становления педагога»! Сегодня в этом зале встретились представители четырёх поколений: уважаемые педагоги Лидчины, ветераны труда (представление присутствующих приглашённых педагогов-ветеранов), молодые специалисты Лидского района, студенты БГПУ имени М.Танка, учащиеся педагогических групп 9–11-х классов средней школы № 11 Лиды.
В работе круглого стола также принимают участие представители управления образования Лидского района.
II Этап целеполагания
Ведущий: Наш сегодняшний разговор мне хочется начать со слов Платона: «Если сапожник будет плохим мастером, то государство от этого не пострадает, а вот если граждан будут воспитывать плохие, несведущие учителя, то мы пострадаем от этого все».
Так может ли быть непрестижной профессия учителя? Что нужно сделать, чтобы в школу пришли профессионалы? Какую карьеру может сделать учитель?
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной из самых удивительных профессий в мире – профессии педагога! Итак, давайте начнём наш круглый стол с истоков выбора профессии «учитель».
III Организационно-деятельностный этап
Вопросы для обсуждения
1 Первый вопрос нашим заслуженным педагогам-ветеранам.
– Помните ли вы того волшебника, которого вы встретили будучи учеником, на которого захотели быть похожими? Или, может быть, те обстоятельства, которые подвигли вас к выбору профессии «учитель»? Почему вы выбрали профессию учителя? (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, представителям управления образования, студентам.)
2 Итак, первый шаг сделан! Вы выбрали свой дальнейший путь и начали постепенно делать первые шаги в профессиональном становлении себя как педагога. Часто молодые учителя признаются, что в школе есть многое, чему не учат в университетах. Например, как налаживать отношения не только с детьми, но и их родителями. Жалуются на отсутствие в первый год работы поддержки со стороны старших коллег. Молодые педагоги боятся показаться в коллективе «белой вороной», выскочкой, которой нужно больше всех….
– Сталкивались ли вы с такой проблемой? Преодолевали ли вы свой нелёгкий путь в одиночестве или находили поддержку среди коллег? Старших наставников, единомышленников? (Адресуется в первую очередь молодым специалистам.)
Вывод: Наверное, нельзя в университете подготовить ко всему – учитель должен быть готов к постоянному саморазвитию и совершенствованию.
3 Замечательно! Мы уже видим перед собой молодого учителя… Первые годы работы в школе, первые удачи и промахи, первые победы и разочарования… Ну а как же без этого? И вот постепенно начинает формироваться своё отношение к школе, к ученикам. Во все времена люди по-разному относились к работе, которую им приходилось выполнять. Послушайте притчу.
Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос нашим уважаемым участникам круглого стола.
– Почему так ответили рабочие? Каким образом эту легенду можно интерпретировать по отношению к профессии педагога? (Адресуется в первую очередь учащимся педгрупп, студентам.)
Вывод: Действительно, труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе. Только работая с душой, мы получаем истинное удовольствие от своей работы, от своего выбора.
4 Профессия учителя – одна из самых массовых. Есть мнение, что массовые профессии редко бывают престижными.
– Помогите разрушить стереотип в массовом сознании о педагоге как человеке, который просто не смог реализовать себя в более престижной сфере. (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, представителям управления образования)
5 Мы знаем, что Белорусский государственный педагогический университет идёт в ногу со временем. Усиливается практикоориентированность обучения, руководством университета принято решение внедрять педагогическую практику уже со второго курса, волонтёрское движение – с первого.
– Можете ли вы поделиться своим видением данного нововведения, какие составляющие сделают его действительно эффективным? И если позволите, начнем с представителей университета. (Адресуется в первую очередь студентам, молодым специалистам.)
6 От учителя ждут очень многого. Более того, семья сегодня пытается переложить на педагога и свои обязанности.
– Как вы думаете, изменилась ли кардинальным образом миссия педагога? И какими качествами должен обладать современный учитель? (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, молодым специалистам.)
7 И в заключение, представьте себе девочку, которая с детства мечтала стать учительницей. Но она выросла и стоит перед выбором: какую престижную профессию и какое УВО ей выбрать?
– Помогите найти слова, которые помогут убедить её сделать выбор именно в пользу профессии учителя. (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, молодым специалистам, учащимся.)
IV Этап рефлексии
Вопрос для обсуждения (отвечают все команды по очереди, начиная с учащихся педгрупп).
Время стремительно летит, мир не стоит на месте, развивается и школа как храм знаний. Я хочу вам предложить от каждой группы участников предложить по одной ёмкой фразе, которая бы смогла охарактеризовать школу будущего, какой бы вы хотели её видеть? Почему? Ваши пожелания учителю будущего?