Круглый стол «История профессионального становления педагога»

- 17:00Мастер-класс, Методичка

 

Предлагаемая разработка может быть использована в работе с учащимися профильных классов педагогической направленности, а также выпускных классов для формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.

 

Жанна СВАТУХИНА,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

В Республике Беларусь успешно развивается система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа с учащимися на III ступени общего среднего образования по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Создание профильных классов педагогической направленности в рамках системы призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.

В средней школе № 11 Лиды с 2018 года функционируют профильные группы педагогической направленности. Наши учащиеся ежегодно занимают призовые места в «Фестивале педагогических классов», проводимом педагогическим факультетом Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В 2021 году команда нашей школы завоевала диплом II степени в научной олимпиаде по педагогике, работы трёх учащихся имеют сертификаты научно-практической конференции «Образование и молодёжь. Научный поиск», проводимой Гродненским областным институтом развития образования в рамках областной Педагогиады–2021 «Диалог опыта и молодости, науки и практики». С пользой проходит и лето у учащихся и педагогов профильных классов, так в 2021 году в уникальном профильном лагере «ПрофСТАРТ» Гродненского региона они провели незабываемых 15 дней.  

Результатом формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии в рамках организации профильного обучения стало результативное поступление в 2021 году шести из десяти учащихся на педагогические специальности.

Педагоги и администрация школы находятся в постоянном поиске новых продуктивных форм работы с учащимися педагогических групп. Одной из таких форм является живое общение учащихся с педагогической интеллигенцией, представителями управления образования района, студенческим активом учебных заведений педагогического профиля, молодыми специалистами. Предлагаем вашему вниманию разработку одного из таких мероприятий – круглого стола «История профессионального становления педагога», который был проведён в нашем учреждении образования в рамках посещения 27 января 2022 года участниками 57-го «Звёздного похода» – студентами Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. 

 

История профессионального становления педагога.

Круглый стол

 

Цель: формирование позитивной установки на выбор педагогической специальности, актуализация вопроса осознанного выбора.

Оборудование: буклеты о специальностях БГПУ имени Максима Танка, афоризмы о профессии учителя.

 

Ход круглого стола

I Организационный этап

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники круглого стола «История профессионального становления педагога»! Сегодня в этом зале встретились представители четырёх поколений: уважаемые педагоги Лидчины, ветераны труда (представление присутствующих приглашённых педагогов-ветеранов), молодые специалисты Лидского района, студенты БГПУ имени М.Танка, учащиеся педагогических групп 9–11-х классов средней школы № 11 Лиды.

В работе круглого стола также принимают участие представители управления образования Лидского района.

 

II Этап целеполагания

Ведущий: Наш сегодняшний разговор мне хочется начать со слов Платона: «Если сапожник будет плохим мастером, то государство от этого не пострадает, а вот если граждан будут воспитывать плохие, несведущие учителя, то мы пострадаем от этого все».

Так может ли быть непрестижной профессия учителя? Что нужно сделать, чтобы в школу пришли профессионалы? Какую карьеру может сделать учитель?

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной из самых удивительных профессий в мире – профессии педагога! Итак, давайте начнём наш круглый стол с истоков выбора профессии «учитель».

 

III Организационно-деятельностный этап

Вопросы для обсуждения

Первый вопрос нашим заслуженным педагогам-ветеранам.

– Помните ли вы того волшебника, которого вы встретили будучи учеником, на которого захотели быть похожими? Или, может быть, те обстоятельства, которые подвигли вас к выбору профессии «учитель»? Почему вы выбрали профессию учителя? (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, представителям управления образования, студентам.)

 

Итак, первый шаг сделан! Вы выбрали свой дальнейший путь и начали постепенно делать первые шаги в профессиональном становлении себя как педагога. Часто молодые учителя признаются, что в школе есть многое, чему не учат в университетах. Например, как налаживать отношения не только с детьми, но и их родителями. Жалуются на отсутствие в первый год работы поддержки со стороны старших коллег. Молодые педагоги боятся показаться в коллективе «белой вороной», выскочкой, которой нужно больше всех….

– Сталкивались ли вы с такой проблемой? Преодолевали ли вы свой нелёгкий путь в одиночестве или находили поддержку среди коллег? Старших наставников, единомышленников? (Адресуется в первую очередь молодым специалистам.)

Вывод: Наверное, нельзя в университете подготовить ко всему – учитель должен быть готов к постоянному саморазвитию и совершенствованию.

 

3 Замечательно! Мы уже видим перед собой молодого учителя… Первые годы работы в школе, первые удачи и промахи, первые победы и разочарования… Ну а как же без этого? И вот постепенно начинает формироваться своё отношение к школе, к ученикам. Во все времена люди по-разному относились к работе, которую им приходилось выполнять. Послушайте притчу.

 

Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».

 

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос нашим уважаемым участникам круглого стола.

– Почему так ответили рабочие? Каким образом эту легенду можно интерпретировать по отношению к профессии педагога? (Адресуется в первую очередь учащимся педгрупп, студентам.)

Вывод: Действительно, труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе. Только работая с душой, мы получаем истинное удовольствие от своей работы, от своего выбора.

 

Профессия учителя – одна из самых массовых. Есть мнение, что массовые профессии редко бывают престижными.

– Помогите разрушить стереотип в массовом сознании о педагоге как человеке, который просто не смог реализовать себя в более престижной сфере. (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, представителям управления образования)

 

Мы знаем, что Белорусский государственный педагогический университет идёт в ногу со временем. Усиливается практикоориентированность обучения, руководством университета принято решение внедрять педагогическую практику уже со второго курса, волонтёрское движение – с первого.

– Можете ли вы поделиться своим видением данного нововведения, какие составляющие сделают его действительно эффективным? И если позволите, начнем с представителей университета. (Адресуется в первую очередь студентам, молодым специалистам.)

 

От учителя ждут очень многого. Более того, семья сегодня пытается переложить на педагога и свои обязанности.

– Как вы думаете, изменилась ли кардинальным образом миссия педагога? И какими качествами должен обладать современный учитель? (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, молодым специалистам.)

 

И в заключение, представьте себе девочку, которая с детства мечтала стать учительницей. Но она выросла и стоит перед выбором: какую престижную профессию и какое УВО ей выбрать?

– Помогите найти слова, которые помогут убедить её сделать выбор именно в пользу профессии учителя. (Адресуется в первую очередь педагогам-ветеранам, молодым специалистам, учащимся.)

 

IV Этап рефлексии

Вопрос для обсуждения (отвечают все команды по очереди, начиная с учащихся педгрупп).

Время стремительно летит, мир не стоит на месте, развивается и школа как храм знаний. Я хочу вам предложить от каждой группы участников предложить по одной ёмкой фразе, которая бы смогла охарактеризовать школу будущего, какой бы вы хотели её видеть? Почему? Ваши пожелания учителю будущего?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий