Авторы материала делятся опытом работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагог-психолог, музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания описывают методы и приёмы, которые используют на своих занятиях.
Ольга ПОЛУХИНА,
музыкальный руководитель,
Алеся КУЧИНСКАЯ,
руководитель физического воспитания,
Наталья МАТУК,
педагог-психолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Дятлово»,
Гродненская область
В дошкольном центре развития ребёнка № 2 Дятлово осуществляет деятельность группа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. С целью комплексного подхода и взаимодействия всех специалистов наряду с воспитателями и учителем-дефектологом в состав группы входят педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, у которых отработаны и используются на практике эффективные методы и приёмы работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Педагог-психолог, руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель на занятиях предъявляют наглядный и вербальный учебный материал в более медленном темпе, спокойным тоном, чтобы воспитанники успели его воспринять и осознать. Они используют неоднократное повторение чёткой инструкции одной и той же фразой, чтобы дети были нацелены на выполнение, предъявляют детям меньшее количество одномоментного материала для усвоения и запоминания.
Специалисты практикуют большее число повторений детьми материала и модифицируют способы повторения (сидя за столом, стоя в кругу, взявшись за руки, показывая действие или работу, пропевая, прохлопывая), эмоционально окрашивают материал и предлагаемую деятельность (момент удивления, художественное слово, смена тона, музыкальное сопровождение). Педагоги также создают опоры для запоминания и воспроизведения материала (алгоритмы, модели, схемы, ряды картинок), предоставляют возможность каждому ребёнку ближе и лучше рассмотреть и обследовать наглядность (предмет, образец, фотоснимок, картинку), используют внешние опоры, маркеры (маркируют правую руку ребёнка цветной резиночкой, на листе бумаги маркируют определённый край листа, предлагают графические карточки или фишки). Наряду со штриховкой, рисованием, вырезанием, лепкой для развития мелкой моторики рук предлагаются специальные упражнения с прищепками, липучками, с природным материалом, нанизывание, выкладывание, шнуровка.
На занятиях по физической культуре воспитанники 4–6 лет с ТНР учатся брать спортивные атрибуты, выполнять повороты направо и налево по ярко обозначенной резинкой правой руке, ориентируются в пространстве по стрелкам на полу, проявляют интерес к выполнению подвижных игр с рифмованными строчками, охотно рассказывают, чему научились и чему хотят научиться.
Музыкальные занятия отличаются размеренным темпом показа, прослушивания, проигрывания. Воспитанники 4–6 лет с ТНР учатся различать средства музыкальной выразительности. С помощью педагога воспроизводят ритмический рисунок по ярким карточкам-моделям хлопками, щелчками, игрой на бубне или клавесах. Слушая музыку, моделируют развитие мелодии мимикой и танцевальными движениями, с интересом узнают о детских музыкальных инструментах и играют на занятиях в мини-оркестре.
У педагога-психолога воспитанники с ТНР предпочитают находиться под «сухим душем» из разноцветных лент и в «сухом бассейне», слушая спокойную музыку, умеют подбирать эмоции к своему настроению, любят играть с песком, релаксационными игрушками, тактильными дощечками. На индивидуальных занятиях педагог-психолог обучает детей проговариванию собственных действий на всех этапах деятельности: на этапе принятия задания («Расскажи, что ты будешь делать») и планирования хода его выполнения («С чего начнёшь? Что будешь делать дальше?), на этапе выполнения задания («Что ты делаешь? Что будешь делать дальше?) и на этапе завершения задания («Расскажи, что ты сделал»).
Важным условием успешности развития детей с ОПФР является специальная профессиональная компетентность всех педагогических работников, которая заключается в наличии определённых знаний. Наша задача – уделять особое внимание особым образовательным потребностям воспитанников и делать это профессионально и комплексно.