Нейродром – это специально подготовленное пространство, которое является важной частью нейрокоррекционной, нейродинамической и сенсорной интеграции в специальном яслях-саду № 30 для детей с нарушением зрения г. Мозыря.
Елена СТРУЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 30 г. Мозыря»,
Гомельская область
Нейродром – это уникальное пространство, которое отвечает ряду развивающих задач. На занятиях ребёнок учится анализировать, строить план восхождения и визуализировать. Каждый маршрут представляет собой головоломку, для решения которой необходимо задействовать логическое мышление и концентрировать своё внимание.
Нейродром – это хороший вариант для коррекции диспраксии (нарушение координации) и межполушаррого развития головного мозга. Использование нейродрома положительно влияет на развитие мелкой моторики детей: благодаря форме зацепа, пальцы ребенка полностью обхватывают крепление, что создает массажный эффект, развивает силу пальцев и сухожилий, идет непосредственное воздействие на кончики пальцев. Ребёнку постоянно нужно проводить анализ трассы: куда поставить руку или ногу, на какую часть тела перенести вес, какое движение сделать следующим. Также важно запоминать свои решения и оценивать их последствия – причем как можно быстрее.
Перед каждым занятием с детьми мы проводим инструктаж по технике безопасности и напоминаем о правилах профилактики травматизма, о правильном спуске с трассы, о том, что нельзя спрыгивать даже с маленькой высоты. Под стеной, где расположен нейродром, лежат маты толщиной не менее 25 см, плотно примыкающие друг к другу.
Для лазания необходимы страховочные обвязки – это такие шорты, сооруженные из ремней. Трасса должна быть недолгой, чтобы перехваты для ребенка находились в зоне его индивидуальных физиологических возможностей.
На первых занятиях мы знакомим детей с основными техническими движениями: накат, выкат, кресты руками, кресты ногами, правильная смена ног на одной зацепке (перепрыжка), правильная смена рук на одной зацепке. Постановка задач перед детьми осуществляется в игровой форме и опирается на игровую мотивацию.
Предлагаю идеи для игр на нейродроме.
Чем меньше, тем лучше
Игроки по очереди пытаются пройти заданный маршрут, используя как можно меньше ходов (зацепов). Педагог считает, сколько ходов использовал игрок.
Вперед-назад
Ребёнок делает первый шаг на трассе, а затем обратный к старту. Не отрываясь, делает первые два хода, а затем возвращается к началу. Продолжает идти таким образом, пока не достигнет вершины. Затем – точно так же обратно. Один шаг вниз, затем – обратно к вершине. И так далее – до самого пола.
По схеме
Игрок вытаскивает схему из нескольких предложенных, а затем пытается пройти маршрут.
Твистер
Действия происходят по аналогии с популярной игрой. Можно использовать стрелку из реальной игры или создать свою собственную. Ведущий крутит стрелку и называет конечность и цвет. А игрок пытается выполнить задание.
Лава
На длинном участке маршрута обозначена полоса, к которой нельзя прикасаться. Это – горячая лава. Игрок должен пройти трассу, не касаясь участка лавы.
С добавлениями
Первый игрок делает заранее определенную последовательность, добавляя один шаг. Следующий повторяет новую последовательность и добавляет свой шаг. Если игрок не может выполнить последовательность, он теряет ход. Играть до точки финиша.
Занятия на нейродроме формируют умение предварительно планировать свои движения, что имеет большое значение в повседневной жизни детей с нарушениями зрения.