Наталья КОЧАНОВА: “Надо настроить наше образование на будущее страны, перспективы ее развития”

- 16:35Диалоги об образовании

Диалоги об образовании

 

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в стране Года исторической памяти, о воспитании детей и молодежи.

Сегодня наш собеседник — Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова. Несмотря на свой очень плотный рабочий график, Наталья Ивановна нашла возможность ответить на вопросы главного редактора “Настаўніцкай газеты”.

 

Базис государственности

— Президент страны на августовском педсовете назвал вопросом государственной важности предстоящую перезагрузку системы образования. Я правильно понимаю, что задача поставлена не только перед педагогами, но и перед всем белорусским обществом? Какой лично вы видите эту перезагрузку?

— Современный мир развивается очень стремительно. Любое государство, думающее о будущем и о том, как сделать это будущее мирным, спокойным, как обеспечить благосостояние своего народа, безусловно, должно заниматься развитием образования. Важно, чтобы образование отвечало не только нынешним реалиям, но и завтрашнему дню. Отставание в этой сфере — это отставание во всем.

Сегодня образование вступило в этап давно назревшего перехода “от образования запоминания к образованию понимания”. Поэтому в первую очередь нужно учить подрастающее поколение умению анализировать происходящее, прививать навыки логически стройного мышления, поиска нестандартных подходов и творческих решений, проявления инициативы. Иными словами — развивать человеческий потенциал.

Совершенствуя систему образования, необходимо учитывать новые требования к профессии, квалификации педагогов, работать над тем, чтобы рос престиж педагогического труда в обществе. Социальный статус педагогов очень важен — от них во многом зависит, в какой стране мы будем жить.

Президент нашей страны уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко не раз подчеркивал, что система образования является важнейшей стратегической отраслью, а не сферой услуг. Считаю, что это абсолютно правильный подход. Ведь в тех странах, где образование является сферой услуг, продаваемым товаром, наносится непоправимый вред и самому образованию, и национальным интересам государства. 

Наше общество должно четко осознать, что школа, колледж или университет — это не служба быта, не общепит, не кружок по интересам и даже не место, где только учат, это еще и своеобразные духовные и культурные центры. И образование не товар, а нравственное качество человека, общественное благо и ценность государства, связывающие поколения и обеспечивающие единство нации.

В ближайшие годы мы можем поставить перед собой цель — не просто перезагрузить нашу систему образования, но и сделать ее одной из лучших в мире. Надо настроить наше образование на будущее страны, перспективы ее развития. Для этого у нас есть все: и богатые традиции, и потенциал.

С глубоким уважением отношусь к людям, которые работают в системе образования. Даже в семье воспитывать детей непросто, особенно если их несколько. А когда у тебя целый детский коллектив — это труд. И труд очень тяжелый.

— Зная, что вы достаточно часто бываете в педагогических коллективах, учреждениях образования, спрошу: на кого (или что) обращаете внимание в первую очередь? И по каким моментам — критериям складывается итоговая оценка встречи?

— Действительно, за годы работы у меня выкристаллизовались критерии, по которым складывается общее впечатление о любом учреждении образования, которое я посещаю.

В первую очередь, это профессионализм педагогического коллектива и качество знаний, которые получают учащиеся. Нужно так работать с детьми, чтобы они имели жизненную перспективу.

Во-вторых, это отношение к обучающимся. Как известно, во многом ребенок смотрит на жизнь глазами своих педагогов. Поэтому педагог должен показать, насколько прекрасен мир вокруг и научить ценить то, что у нас есть. Для этого мало быть просто знающим специалистом, надо быть по-настоящему увлеченным своим делом и искренне любить детей, вкладывать в них душу.

Третий критерий — наличие научной школы. Важно, чтобы педагогические коллективы сохраняли профессиональные подходы и передавали их молодым поколениям педагогов. Благодаря этим традициям — как и чему учить — мы сохраняем наши исконные ценности, культурный код белорусской нации. Отрадно, когда в учреждениях образования создаются собственные правила, гармонично сочетающие накопленный опыт и инновации.

В-четвертых, это готовность отвечать вызовам времени без ущерба для образовательного процесса. Современные педагоги вынуждены ежедневно завоевывать внимание и доверие своих учеников, конкурируя со средствами массовой информации, интернетом, социальными сетями и блогерами. В этих условиях все более значимым становится масштаб личности педагога: сила интеллекта, широта и глубина эрудиции, нравственные качества, убежденность в верности целей, идеалов, ценностей, о которых он говорит.

И еще один важный критерий, по которому определяется мое отношение к любому из учреждений образования, — это то, насколько педагогический коллектив объективно оценивает происходящее и участвует в жизни нашей страны. Ведь сегодня никому нельзя оставаться в стороне — нужно активно поддерживать государственный курс и на собственном примере воспитывать в подрастающем поколении чувство ответственности за будущее Беларуси.

— Попрошу сделать небольшой экскурс в вашу личную историю. Работая руководителем исполнительной власти в Новополоцке, а позже курируя в правительстве социальную сферу, как много времени вы, уважаемая Наталья Ивановна, уделяли вопросам образования?

— Для меня образование всегда являлось особой сферой в жизни страны. И дело не только в том, что эта тема, так или иначе, касается буквально каждого из нас. На самом деле, вопрос значительно шире. Образование является базисом государственности, обеспечивает воспроизводство и обновление условий существования общества, его экономики, формирует качество человеческого капитала. Без современного, качественного, доступного образования нельзя ничего добиться в сфере развития.

Да, действительно, работая в должности председателя Новополоцкого городского исполнительного комитета, я самым серьезным образом занималась вопросами образования. Я понимала, что, хотя Новополоцк и является промышленным центром, для руководителя города — это одно из ключевых направлений. Тем более что в Новополоцке есть свой университет.

Мы много проектов реализовали совместно с Министерством образования: были открыты дигитальный центр “ИТ-академия НОТА”, экспериментальная площадка по внедрению новой образовательной среды “1 ученик: 1 компьютер”… Понимая важность воспитательной работы, мы включились в реализацию инициативы “Город, дружественный детям”, и Новополоцк стал первым городом в Беларуси, который получил этот почетный статус. Тесное взаимодействие было у нас с детским домом. Много встречались с представителями “Школы лидера” и Парламента детей и учащейся молодежи, который, кстати, недавно отметил свой десятилетний юбилей. Позже довелось заниматься вопросами образования в правительстве.

Поэтому я всегда с глубоким уважением отношусь к людям, которые работают в системе образования. Даже в семье воспитывать детей непросто, особенно если их несколько. А когда у тебя целый детский коллектив — это труд. И труд очень тяжелый.

Уверена, что образованию нельзя уделять лишь часть времени или пытаться отделить эту сферу от других вопросов. Встречаясь с населением и трудовыми коллективами, в том числе педагогическими, слушая людей, узнавая их проблемы и получая от них актуальную информацию, важно оперативно определять необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, принимать правильные и выверенные решения.

Профессия педагога — не для слабохарактерных

— В обществе активно обсуждается новая редакция Кодекса об образовании. Какие его положения кажутся вам наиболее интересными, перспективными? Что принесет наибольшую пользу стране?

— Сегодня наше общество переживает судьбоносный момент — обновление Конституции Республики Беларусь. Ее важнейшим постулатом была и остается социальная ориентированность, направленная на защиту интересов каждого члена общества. Символично, что в это же время вышел в свет обновленный основной нормативный правовой акт, регулирующий важнейшую составляющую социальной сферы, — Кодекс об образовании. 

Члены Совета Республики активно включились в работу над кодексом на этапе его доработки, после принятия депутатами в апреле 2021 года в первом чтении. Проводились общественные обсуждения, диалоговые площадки, постоянно действовала созданная в Палате представителей рабочая группа. С нашим участием рассматривались замечания и предложения граждан и юридических лиц по проекту, ряд инициатив выдвинул непосредственно Совет Республики. 

В документе достаточно много изменений и дополнений, которые касаются как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней. Включено 17 новых статей, но главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них — государственная поддержка, справедливость, равный доступ к образованию и его достойный уровень. Именно такими принципами мы руководствовались, планируя преобразования в этой сфере.

В новой редакции кодекса усиливается воспитательная составляющая. Теперь к целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности. Закреплено, что воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.

Сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. При этом появился новый вид дополнительного образования — на базе Национального детского технопарка. 

Кроме того, особое внимание в кодексе уделено социальной защите обучающихся и выпускников. 

На мой взгляд, изменения направлены на нормативное закрепление уже апробированных жизнью образовательных форм. Их применение позволит сохранить качество образовательного процесса в нестандартных ситуациях жизнедеятельности общества и соответствовать требованиям международной практики. 

Мне думается, было бы правильным, если бы каждый день в любом учреждении образования в нашей стране начинался с исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. Тогда все планы и дела на день осуществлялись бы с мыслями о своей стране, был настрой на плодотворную учебу и работу ради общего блага. 

— Как вы уже упоминали, глава государства на педсовете высказал мысль, которую, знаю, ждали многие педагоги: образование — это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности. И у истоков формирования нации стоит именно воспитатель, учитель… Очень высокая и правильная оценка миссии педагога. Как сделать так, чтобы все учителя страны были ее достойны? 

— Быть учителем — это значит жить жизнью учеников, их успехами, быть учителем — это не просто работа, а образ жизни. От процесса обучения и воспитания нельзя отделиться, нельзя забыть то, чем занимаешься, когда закрыл последнюю проверенную тетрадку. Свести к какой-то одной формуле многогранность этой профессии нельзя, но выделить яркие составляющие можно. 

Педагог должен обладать энергией, быть способным заряжать ею других. Быть внимательным — для каждого найти время, чтобы помочь, подсказать, вовремя подставить крепкое плечо. Обладать уникальной способностью — притягивать к себе людей. Уметь общаться с учениками и их родителями, устанавливать с ними прочный эмоциональный контакт, быть на одной волне. Держать слово, быть честным перед собой и другими. Полностью отвечать за свои поступки и слова.

Считаю, что основная миссия педагогов — не только открывать возможности для реализации потенциала учащихся, вдохновлять их на новые идеи и открытия, а прежде всего воспитывать настоящих граждан и патриотов Республики Беларусь. Поэтому важно, чтобы в учебных заведениях были представлены государственные символы Республики Беларусь, чтобы учащиеся знали имена героев Великой Отечественной войны, ветеранов труда, руководство страны и региона, выдающихся земляков.

Мне думается, было бы правильным, если бы каждый день в любом учреждении образования в нашей стране начинался с исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. Тогда все планы и дела на день осуществлялись бы с мыслями о своей стране, был настрой на плодотворную учебу и работу ради общего блага. Нужно, чтобы октябрята носили значки, пионеры — пионерские галстуки, чтобы ребята активно участвовали в работе трудовых отрядов… Нужно серьезно подумать над подобными вопросами. Все это объединяет молодежь и прививает любовь к родной стране.

Однозначно профессия педагога — не для слабохарактерных. Многие качества могут быть не присущи человеку с рождения, но их можно в себе воспитать. И к этому нужно стремиться ежеминутно на протяжении всей жизни. Богатый жизненный опыт, преданность выбранному делу, чуткое и внимательное отношение к детям — залог искреннего и заслуженного уважения учеников и родителей. 

— Где-то прочла о 3 сакральных для общества профессиях-служениях: священнослужителя, врача и педагога. Вы согласны с такой постановкой вопроса? Что нужно обществу, всем нам для повышения статуса педагога? Быть может, и на тех же телеканалах нужен особый проект о наставниках, подобный “Суперженщине”? 

— К вопросам образования мы часто подходим с точки зрения своего опыта. Те знания, которые нам кажутся вполне естественными и простыми, в свое время для нас были загадкой и открытием. И ключ к этой загадке дал учитель — волшебник, который открыл путь в страну знаний. В этом смысле профессия учителя действительно сакральна. 

Современный учитель — это не только педагог, психолог, воспитатель, но и друг, партнер. Своим каждодневным трудом учитель определяет судьбу многих поколений. У каждого из нас были наставники, которые не только привили любовь к своему предмету, но и во многом определили жизненный путь. Поэтому в Беларуси педагоги по праву пользуются особым уважением и вниманием.

В нашей стране уже многое сделано для того, чтобы профессия педагога стала престижной. Но многое еще предстоит сделать. 

Сегодня на первом плане — необходимость повышения социального статуса педагогов, особенно для привлечения молодых и амбициозных специалистов. С одной стороны, важно, как сам педагог оценивает свою работу, а с другой — как общество относится к педагогу и чего ждет от него.

Так уж сложилось, что в современном мире огромную роль играют СМИ. В информационном пространстве должно быть больше материалов о работе учителей, их достижениях, опыте. Материалы, освещающие современность педагогической деятельности, работу молодых учителей, педагогические конкурсы, социальные акции, появление хороших фильмов о работе педагогов, несомненно, окажут позитивное влияние на отношение общества к профессии педагога.

В Беларуси педагогика чуть более чем на 80 процентов — это женское дело. Не скажу, что это плохо, но твердое мужское слово нашим детям не помешало бы. Поэтому важно, чтобы в педагогические вузы поступали молодые люди, которые бы оставались в педагогической профессии.

Безусловно, в современном мире педагогам стало значительно сложнее работать. Причина в том, что не так давно они были наиболее образованными людьми в обществе. Сейчас же, например, родители школьников могут иметь несколько высших образований и многому сами научить своего ребенка. Именно поэтому педагогу необходимо постоянно совершенствоваться в своей профессии, иначе уважение к нему быстро исчезнет.

Безусловно, педагог должен идти в ногу со временем. В учреждениях образования появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Поэтому и педагог, который окончил университет много лет назад, должен иметь возможность овладеть современными технологиями, уметь использовать формы и подходы, продиктованные временем и самими молодыми людьми. 

И еще: надо в любой ситуации с любовью относиться к своему труду. Если каждый день идешь на работу с радостью, то вряд ли особенно обращаешь внимание на чье-то мнение о престиже своей профессии. Ведь самое главное в жизни — выбрать профессию по душе. Если работаешь честно, по-доброму относишься к людям, то не можешь остаться незамеченным.

Воспитать общество просвещенных и сознательных граждан

— Много сегодня говорится о патриотизме, в учреждениях образования в том числе. Немало интересных проектов здесь было в Год народного единства, начинается — в объявленный главой государства Год исторической памяти. С одной стороны, здорово. Хорошо. А с другой, нет-нет, да и почувствуешь заорганизованность, формализм, работу для галочки. Или я ошибаюсь? 

— Для развития и процветания страны мало, чтобы человек получил образование, необходимо, чтобы было желание работать и приносить пользу своим трудом родной стране. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к историческому прошлому и культуре своего народа, его современным достижениям, гордость за свою малую родину и красоты родной природы. 

К слову, во время работы общественной приемной при Совете Республики по обсуждению изменений и дополнений Конституции ко мне обратилась уроженка Беларуси, которая 20 лет прожила за рубежом. Ее работа была связана с разъездами по странам, поэтому ей приходилось много видеть и у нее, действительно, есть возможность сравнить, как живем мы и как живут иностранцы. Эта женщина высказала свое возмущение тем, что мы, белорусы, не приучены восхищаться своей родной страной. А на самом-то деле у нас великолепная страна и есть огромное количество примеров, которые мы могли бы с гордостью показывать другим народам.

Глубоко символично, что Год исторической памяти идеологически своими корнями является производной от Года народного единства. Единство народа может быть только в едином понимании и восприятии исторической памяти. Без памяти о великих событиях страны, которые свидетельствуют о силе, мужестве и жизнестойкости нашего народа, невозможно будущее. Это самое сокровенное, что есть у любого народа.

Год исторической памяти — это хорошая возможность еще раз вспомнить, откуда мы и кто мы такие, в широком кругу обсудить знаковые для нашей страны даты и события. Это по-настоящему благородное дело — нести эстафету памяти новым поколениям. 

В Беларуси педагогика чуть более чем на 80 процентов — это женское дело. Не скажу, что это плохо, но твердое мужское слово нашим детям не помешало бы. Поэтому важно, чтобы в педагогические вузы поступали молодые люди, которые бы оставались в педагогической профессии.

— Знаю, что вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения — на особом вашем контроле. И вы не раз встречались по этому поводу с представителями Белорусской Православной Церкви. По-вашему мнению, с кем еще соработничество государства в этой тонкой сфере может принести достойный, ощутимый результат?

— Всем надо осознать, что духовно-нравственное воспитание — это забота не только конкретных учреждений образования или же религиозных организаций. Это общая миссия, и каждый должен вносить свою лепту в ее реализацию. Мы все должны быть едины в стремлении воспитать общество просвещенных и сознательных граждан.

Действительно, сотрудничество Совета Республики с Белорусской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного воспитания складывается очень продуктивно. А как может быть иначе, ведь в вопросах духовно-нравственного воспитания общества церковь и государство — единомышленники. Самыми главными ценностями для всех нас выступают мир, спокойствие и безопасность, семья и добрые уважительные отношения с окружающими, справедливость и гармония жизни.

Православно-христианские принципы устроения мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Используя свой многовековой опыт сохранения духовных, культурных и исторических традиций, церковь помогает формировать у молодого поколения такие качества, как патриотизм, ответственность за судьбу Отечества, милосердие и сострадание. 

В вопросах духовно-нравственного воспитания общества мне видится большой потенциал у наших общественных организаций, который пока в полной мере не раскрыт. Нашим общественным объединениям, таким как БРСМ, Союз женщин, Белая Русь, ветеранским организациям, надо более активно включиться в этот процесс, смелее выступать со своими инициативами и проектами.

В масштабах республики должны быть выработаны подходы, которые сегодня можно и нужно развивать, чтобы непростая работа по воспитанию не только подрастающего поколения, но и всего общества была более эффективной. Расширение взаимодействия, укрепление сотрудничества позволят нам приблизиться в воспитании и жизни к истинным идеалам мира, добра, справедливости. В этом вопросе очень важно всегда быть и выступать как единое целое, достигая общего результата. 

Мы должны быть вместе с молодежью 

— В последнее время все чаще посетителями не только музея Совета Республики, но и самого Совета становятся школьники, лицеисты, студенты белорусских вузов. Набирает темпы работы созданный при Национальном собрании Молодежный парламент. И такое внимание к молодежи исходит во многом лично от вас, от других сенаторов…

— Развитие демократического социального правового государства невозможно без активного участия молодых граждан в его общественно-политической жизни. Мы четко понимаем, что будущее начинается сегодня. Только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом сохранения суверенитета государства. Поэтому очень важно, чтобы молодые люди были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем. 

Совет Республики на протяжении последних лет активно поддерживает тот интерес, который возник у молодежи к политической работе, к работе в органах местного самоуправления, к хозяйственной работе на благо граждан. Сегодня подобные встречи позволяют приобщить белорусскую молодежь к парламентской деятельности, сформировать у нее правовую и политическую культуру, а самое главное — здоровую гражданскую позицию. А наличие в нашей стране молодежного парламентаризма и его поддержка на самом высоком уровне — уровне Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко — говорит о том, что государству важно мнение подрастающего поколения, что государство создает условия для участия молодежи в формировании и реализации государственной политики. Уверена, чем больше молодых, амбициозных, преданных своей стране людей будет в рядах государственных служащих, тем динамичнее и эффективнее будет развиваться Беларусь. 

В данном контексте также хотелось бы отметить недавнее назначение главой государства главного ученого секретаря Национальной академии наук Беларуси члена Совета Республики Андрея Иванца министром образования. Это яркий пример сплава молодости и опыта научной работы, активной гражданской позиции и патриотизма и подтверждение того, что государство доверяет и возлагает большие надежды на молодежь.

— Один из учителей-новаторов сказал: лучшие люди — это дети. А еще сегодняшние дети — школьники, гимназисты, лицеисты, учащиеся колледжей — это те завтрашние граждане, которые будут решать, какой станет страна. Через 10—15 лет во многом от них, согласитесь, будет зависеть будущее Беларуси. Вы с уверенностью смотрите в будущее страны, Наталья Ивановна?

— Мне кажется, что в белорусском обществе вообще сформировался культ детей. Мы всегда все самое лучшее отдаем детям — чтобы у детей было лучшее образование, они были хорошо одеты, вкусно ели… Для своего ребенка наши люди готовы пожертвовать всем.

Понимаете, менталитет у нас, белорусов, такой. Потому что старшие и нынешнее взрослое поколение не знали того, что сейчас есть у наших детей, жили в совершенно других условиях. Они, можно сказать, свою жизнь положили на то, чтобы нынешняя молодежь ни в чем не нуждалась. Одни воевали и умирали за мир и безопасность на белорусской земле, другие здоровье отдавали на полях и в заводских цехах, чтобы восстановить страну в послевоенное время и в 90-х на развале Советского Союза создать первое суверенное государство.

Нынешняя молодежь не знает всего этого. Она родилась и всю свою жизнь проживает в независимой Республике Беларусь, где все блага для нормальной жизнедеятельности созданы. Можно и хорошее образование получить, и заниматься спортом или искусством, и мир посмотреть, и, в конце концов, выбрать себе вероисповедание или быть атеистом. Наши дети и внуки имеют возможность жить для себя и заниматься собой. И это прекрасно.

Но молодые люди должны быть благодарными старшему поколению за то, было сделано для их благополучия. И понимать, что, как сказал наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко, “ничто не возникает из ниоткуда и не дается просто так. Результат приходит через напряженный труд. И легкого хлеба не бывает! Поэтому мы ждем от молодежи твердости, дерзости самой настоящей и самоотдачи во имя общего блага!”.

Да, я с уверенностью смотрю в будущее. Потому что сегодня достаточно много хорошо образованных, талантливых ребят, которые, несмотря на свой возраст, очень зрело смотрят на жизнь и готовы брать на себя ответственность. Многие проекты, мероприятия и акции, инициированные самой молодежью, стали действительно общенациональными, направленными на гражданско-патриотическое воспитание. Уверена, что наша молодежь продолжит лучшие традиции, которые были заложены старшими поколениями, во имя сохранения и светлого будущего нашей любимой Беларуси.

Беседовала Екатерина ДУБИНСКАЯ

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий