Татьяна ЧЕРНЕНКОВА,
руководитель физического воспитания
ГУО «Детский сад № 3 г. Добруша»,
Гомельская область
dob_detsad3@mail.gomel.by
Одна из приоритетных задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования, – это сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников.
Здоровый образ жизни начинает формироваться уже в детском саду. Тесное сотрудничество детского сада и семьи, а именно – объединение целей, интересов и деятельности – необходимо для развития гармоничного и здорового ребенка. Именно семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативность. Поэтому руководителю физического воспитания и другим специалистам учреждения следует активно привлекать родителей к физическому воспитанию собственных детей. А систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей в рамках тесного сотрудничества детского сада и семьи должно стать традицией.
Только при условии тесного взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, сохранить и укрепить его здоровье, выработать привычку вести здоровый образ жизни.
Принципы сотрудничества педагогов с родителями
Совместная работа детского сада с семьей должна строиться на определенных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику:
– единство целей и задач воспитания здорового ребенка в детском саду и семье;
– индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;
– систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду;
– взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей;
– внедрение новых форм и методов работы с детьми.
Для активизации педагогического потенциала семьи в вопросах формирования здорового образа жизни в Государственном учреждении образования «Детский сад № 3 г. Добруша» организовано взаимодействие с родителями по пропаганде здорового и безопасного образа жизни.
Для каждой возрастной группы руководителем физического воспитания разработана адресная информационная папка «Здоровье ребенка – в ваших руках», в которой размещаются консультации, памятки, рекомендации, по сохранению и укреплению здоровья детей.
Компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья повышается через информационную рубрику «Доктор Неболей-ка рекомендует».
Формы работы с родителями
Для формирования основ здорового образа жизни в семьях воспитанников, руководитель физического воспитания использует следующие формы работы:
– организация совместных спортивных праздников и дней здоровья;
– проведение утренней гимнастики вместе с семьей;
– организация конкурса на лучший спортивный уголок в группах;
– выпуск семейных газет «Азбука здорового образа жизни»;
– оснащение уголка для родителей в каждой группе информационным стендом по физической культуре;
– изготовление дидактических игр по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
– экспресс-листовки;
– выступление с информацией по вопросам здоровьесбережения на родительских собраниях;
– консультирование родителей по вопросам здоровьесбережения на сайте учреждения.
Утренняя гимнастика вместе с семьей
Полезно начинать день с зарядки. А если рядом любимая мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Каждый месяц руководитель физического воспитания приглашает родителей на совместное проведение утренней гимнастики. Личный пример родителей – большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций. А для родителей этот метод взаимодействия – еще и основы физкультурной грамоты.
Информационные стенды для родителей
В каждой группе оформлены информационные стенды по физической культуре, в которых постоянно обновляется информация для родителей о содержании физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, в частности, в течение недели. Родители знакомятся с основными движениями, подвижными играми, оздоровительными упражнениями, упражнениями для профилактики сколиоза и плоскостопия, дыхательными упражнениями. Даются рекомендации по применению упражнений с детьми в домашних условиях.
Совместные спортивные праздники
Совместные спортивные праздники и развлечения способствуют воспитанию, как у детей, так и родителей потребности в здоровом образе жизни, проявлению интереса к физической культуре и спорту, создают условия для реализации потребности в двигательной активности и, самое главное, – в положительном эмоциональном контакте детей с родителями.
Актуальными и полюбившимися стали спортивные праздники, спортландии и дни здоровья: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Будем смелыми веселыми, сильными, здоровыми», «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу», «Путешествие в страну здоровья».
Родители с удовольствием принимают участие в совместных спортивных мероприятиях. Раскрывают для себя способности своих детей, их спортивный дух, желание быть всегда впереди, и бороться за честь команды.
Выпуск семейных газет
Для повышения уровня компетентности родителей по формированию здорового образа жизни в семье один раз в квартал (во время проведения дня здоровья) организуется выпуск семейных газет по теме «Азбука здорового образа жизни». Это способствует пропаганде здорового образа жизни в семье, положительному отношению к занятию спортом, формирует интерес к укреплению собственного здоровья.
Экспресс-листовки
Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Использование новых, активных форм работы позволяет вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Для родителей, которые всегда спешат, мы предоставляем информацию в форме экспресс-листовок. Листовки разнообразны по содержанию: «Подвижные игры на воздухе», «Поиграем всей семьей» и др. Из них родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры. Также руководителем физического воспитания разработаны листовки, пользующиеся спросом среди родителей, на темы: «Золотые правила здоровья», «В семейную копилку», «На заметку мамам и папам», «Растем здоровыми и крепкими», «В мамин блокнот», «Если у вашего ребенка плоскостопие», «Умеем ли мы отдыхать?», «Мир движений мальчика и девочки» и т. д.
Дидактические игры
Для привлечения внимания воспитанников к своему здоровью руководителем физического воспитания разработаны и изготовлены дидактические игры по темам «Здоровье» и «Физическая культура». Они используются в индивидуальной работе с детьми, предлагаются для организации полезного досуга родителям на выходные дни.
Игры по теме «Здоровье»: «Как беречь зубы», «Мой день», «Здоровье космонавта» и т. д.
Игры по теме «Физическая культура»: «Что к чему», «Виды спорта», «Собери картинку», «Спортсмены нашей страны» и т. д.
Организация конкурса на лучший спортивный уголок
Каждый год в детском саду проходят смотры-конкуры спортивных уголков. Руководитель физического воспитания привлекает родителей к изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования. Дети особенно горды, когда рассказывают друг другу, как они старались при изготовлении такого оборудования вместе с мамой и папой в свободное время. Оборудование направлено на развитие различных видов мышц: «Божьи коровки» – для перешагивания, «Конусы – клоуны» – для метания, «Подуй на листок» – для развития дыхания и многое другое, «Цветные ленточки» – для проведения ОРУ. Материал позволяет педагогам заинтересовать детей и провести занятие более эффективно и интересно.
Родительские собрания
В течение учебного года организуются родительские собрания, где руководитель физического воспитания выступает с информацией по пропаганде здорового образа жизни. Готовит презентации с наглядной информацией для родителей по темам: «Сохрани осанку», «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!», «Каков день – таково и здоровье!», «Мой друг – мяч» и др.
На сайте учреждения создана страничка руководителя физического воспитания, где размещается информация по формированию здорового образа жизни у детей.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.