В материале автор делится опытом проведения с дошкольниками артикуляционной гимнастики. Педагог кратко описывает, какие наглядные пособия собственного изготовления использует в работе.
Оксана ЕМЕЛЬЯН,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад д. Бенякони»
Вороновского района,
Гродненская область
Безошибочно и точно воспроизводить звуки ребёнок сможет лишь тогда, когда его речевой аппарат станет достаточно подвижным и будет готов принять нужное положение для произношения того или иного звука, группы звуков. Для одних звуков характерна более простая поза органов артикуляции, а для других – более сложная, что и вызывает у ребят определённые трудности произношения.
Многие дети не могут произнести тот или иной звук, группу звуков из-за слабости или напряжённости мышц языка и губ, неумения выполнить точные движения. Для того чтобы устранить эти недостатки и необходима артикуляционная гимнастика. Поэтому работа по формированию правильного звукопроизношения начинается с подготовительного этапа, целью которого является укрепление мышц и подготовка речевого аппарата к оформлению нужных артикуляционных укладов.
На подготовительном этапе мы выполняем с ребятами специальные артикуляционные упражнения, которые помогают ребёнку в дальнейшем научиться правильно произнести звук или группу звуков. Особое внимание уделяю верному и точному выполнению артикуляционных упражнений, выработке чётких и согласованных движений органов артикуляционного аппарата.
Поскольку делать артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, то её однообразное проведение надоедает ребёнку и становится для него менее интересным, скучным. Поэтому, чтобы сделать выполнение артикуляционных упражнений более увлекательным для детей, изготовила и использую в работе разнообразные пособия:
– артикуляционные вертушки, где ребёнку необходимо одновременно прокрутить несколько кругов в разные стороны и выполнить выпавшее упражнение;
– кубики с изображениями упражнений на гранях (ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани кубика);
– забавные мордашки обезьянки Чичи со сменяемыми накладными ротиками, на которых изображены различные артикуляционные упражнения (ребёнок повторяет упражнение за обезьянкой, затем ротик меняется на другой);
– наборы занимательных карточек разных форм и размеров с красочным изображением названия упражнения и/или способа его выполнения. Существует очень много различных вариантов проведения артикуляционной гимнастики с картинками, к примеру, можно переставлять/перепрыгивать мелкие игрушки с картинки на картинку и выполнять по очереди упражнения, либо переезжать машинкой или перелетать самолётиком с одной картинки на другую, либо выполнять упражнения по номерам, либо выложить круглые картинки в изображение гусеницы и выполнять упражнения по порядку.
– артикуляционные гимнастики-ходилки с изображением различных мультипликационных героев и упражнений, которые нужно преодолевать в определённой последовательности по указанным стрелочкам. Занятны «ходилки» ещё и тем, что для создания дополнительного интереса, придумываются ситуации помощи, например, «Помоги Лунтику встретиться с Милой», «Помоги Совунье добраться до Пина», «Помоги Карлсону добраться до банки с вареньем».
Использование таких разнообразных наглядных пособий позволяет не только вызвать и удержать интерес детей, но и стимулирует ребят проявлять ещё большую старательность. Занятия проходят более энергично, интересно и увлекательно и вызывают у ребятишек массу положительных эмоций.