В материале автор предлагает различные игры на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования, которые могут способствовать лучшей адаптации (повторной адаптации) ребенка в микросоциуме.
Юлия ЯНКОВСКАЯ,
музыкальный руководитель
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Каждый ребенок переживает адаптацию к детскому саду. Как правило, воспитанники ясельной группы осваиваются в новых условиях намного легче и быстрее. Связано это с тем, что дети приходят все вместе, в одном возрасте в одну группу, к одному воспитателю, музыкальному руководителю, руководителю физического воспитания. Вместе знакомятся, узнают друг друга. Но бывают ситуации, когда в связи с переездом или другими обстоятельствами ребенку приходится переходить в другой детский садик в новую группу. В этой ситуации воспитаннику средней или старшей группы бывает очень тяжело адаптироваться, так как его любимые воспитали и друзья остались в предыдущем саду. В новой группе уже давно сформирован свой коллектив, который нужно изучить и стать частью его.
Музыкальные занятия в период адаптации строятся на принципах игры, доступности, постепенности. Музыкальный руководитель выделяет виды игр, способствующие ускорению и облегчению процесса адаптации ребенка в микросоциуме.
Игра «Приветствие-знакомство»
Задачи: создать эмоционально благоприятную атмосферу, помочь ребенку через игру запомнить имена детей в новой группе, наладить контакт между воспитанниками.
Дети становятся в два круга. Внутренний круг смотрит наружу, внешний – внутрь круга. Образуются пары.
Мы пришли с тобой играть,
Песни петь и танцевать (выполняют пружинку).
Есть здесь (имя ребенка из внешнего круга)!
Есть здесь (имя ребенка из внутреннего круга)!
Раз (хлопок по коленкам), два (хлопок в ладоши)!
Три (хлопок в ладоши своей пары)!
На проигрыше внешний круг сдвигается на одного ребенка вправо. Далее повторяем в новой паре. Повторяем до тех пор, пока не встретятся первоначальные пары.
Игра «Веселый бубен»
Задачи: вовлекать ребенка в групповые занятия в игровой форме, дать возможность освоиться, а позже и самому участвовать, воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности.
Дети рассаживаются и по одному исполняют игру на музыкальном инструменте – бубне.
Поиграй-ка… (имя ребенка) в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем!
Поиграй веселей, посильнее в бубен бей!
Ай-да, …(имя ребенка), как играет,
Как ладошкой ударяет!
Поиграл, вот и все,
Бубен …(имя ребенка) отнесет!
Занятие «Знакомство»
Задачи: создать атмосферу психологического комфорта, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
В музыкальный зал пригласить детей младшей группы. Старшие дети приглашают младших детей на танец. Под веселую музыку дети вместе танцуют. В конце дети благодарят друг друга, говорят друг другу добрые пожелания.
Игра «Найди пару»
Задачи: развивать внимание, эмоционально-позитивное отношение к музыкальному искусству, формировать чувство уверенности.
Детям раздать цифры или картинки, каждой по две. Под веселую музыку воспитанники выполняют подскоки по залу. Когда музыка останавливается, все должны найти себе пару (одинаковые картинки). Дети кружатся лодочкой в паре под спокойную музыку. Далее ребята меняются картинками, чтобы в следующий раз образовались новые пары. Можно давать одну часть мальчикам, а вторую – девочкам. Игра повторяется несколько раз.
Использование музыкальной игротерапии в адаптационный период помогает ребенку почувствовать, что его понимают и принимают, не навязывают специальные поведенческие навыки. Воспитанники приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество.