Наталья КУДАШ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Историческая память всегда субъективна, привязана к конкретной личности или социальной группе. Когда уходят из жизни свидетели исторических событий, историческая память преобразовывается, так как фактический материал переосмысливается, интерпретируется на основе современного опыта и мировоззрения. Одни детали исчезают, другие, наоборот, укрупняются, на них влияют сегодняшние реалии.
Оптимальным направлением в вопросах формирования и развития исторической памяти является изучение истории родного края. Практика показывает: учащимся трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. В то же время, материал урока об исторических событиях малой родины, родной местности, вызывает повышенный интерес, а еще больший интерес подогревает визуализация такого материала.
Практика проведения уроков с использованием материалов краеведения показывает, что использование местного материала повышает мотивацию к изучению истории, облегчает усвоение основного материала как по истории Беларуси, так и по всемирной истории, делает знания более полными и глубокими, содействует формированию познавательного интереса и исторической памяти.
Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, исторический материал для учащихся становится более осмысленным, личностным и близким, а процесс обучения – живым и увлекательным. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитие исторического процесса.
На мой взгляд, наиболее эффективными приемами работы учащихся на уроках истории являются те, которые основаны на самостоятельной познавательной деятельности. Причём знания, добытые в ходе собственных рассуждений, выводов, обычно самые прочные. Среди них я хотела бы выделить кроссенс и филворд. Задания с использованием кроссенса и филворда повышают инициативность и креативность учащихся, развивают логическое и творческое мышление. Даже при недостаточном уровне знаний по предмету ребята любят порассуждать и высказать свою точку зрения, что способствует включению в учебный процесс учащихся с разной мотивацией к обучению.
Кроссенсы и филворды можно использовать на всех этапах урока: для формулировки темы и цели урока, для проверки и закрепления пройденного материала. Кроссенсы и филворды используют для организации как групповой, так и индивидуальной работы.
Кроссенс или филворд, созданный учащимся, отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает творческие способности. Решение кроссенса и филворда одноклассников помогает ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции.
Кроссенс – вид головоломки, состоит обычно из девяти картинок, которые связаны между собой. Необходимо найти эти связи, узнать события по картинкам. Примером может быть кроссенс «Сморгонщина в годы Первой мировой войны» (Приложение 1), который можно использовать на уроке истории Беларуси в 8-м классе при изучении темы «События Первой мировой войны на белорусских землях», в 11-м классе «Беларусь в годы Первой мировой и польско-советской войн», а также темы «Наш край в XIX – начале XX вв.».
Филворд – разновидность кроссворда. Сетка с проставленными буквами. Учащимся предлагается задание с количеством букв в ответе. Задача: найти и вычеркнуть ответ в сетке. При этом каждая буква принадлежит одному слову, слова по диагонали не расставляются, а только по ломаной линии.
При проведении урока в 9-м классе «Наш край во второй половине 90-х гг. ХХ в. – начале XX в.» использую филворд (Приложение 2).
Использование краеведческого материала является не целью, а средством актуализации внутренней мотивации учащихся. При этом создаются условия для развития личностных качеств учащихся: любознательности, толерантности, патриотизма.
Приложение 1
1– мобилизация, 2 – Виленская операция (установлена линия фронта Двинск — Сморгонь — Пинск), 3 – беженство, 4 – Сморгонь во время войны («Мертвый город»), 5 – газовая атака, 6 – братание, 7 – Мария Бочкарева («Батальон смерти»), 8 – Солы (перемирье 1917 г), 9 – Мемориальный комплекс памяти героев и жертв Первой мировой войны (Сморгонь).
Приложение 2
ФИЛВОРД «Знаменитые люди Сморгонщины»
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | |
6 | 7 | 8 |
1. Скульптор, уроженец Сморгонщины, 7 букв
2. Почетный гражданин Сморгони, хоровой дирижер, 3 буквы
3. Художница, 9 букв
4. Поэт, автор гимна города Сморгони, 5 букв
5. Художник, музыкант, член белорусского союза художников, 6 букв
6. Советский народный хоровой дирижер, 5 букв
7. Поэт, прозаик, общественно-политический деятель, 7 букв
8. Композитор, создатель Сморгонского народного цымбального оркестра, 6 букв
Ответы на филворд