Светлана ПОДОБАЕВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Тереховская средняя школа № 1»
Добрушского района
Гомельская область
Как привлечь своих учеников в школу в субботний день? Всякий раз задаю себе такой вопрос, готовясь к субботнему мероприятию. Современных детей заинтересовать, а уж тем более удивить, очень непросто. Доступность информации при наличии современных гаджетов превышает спрос. И информацией, которую дети получают, нужно и можно управлять, главное – облечь её в ту форму, которая заинтригует, вовлечёт в деятельность, не будет навязчивой.
Поскольку я не только учитель русского языка и литературы, но и классный руководитель, в шестой школьный день приходится готовить различные тематические мероприятия («тематические субботы»). Приглашая своих учеников принять участие в таком мероприятии, слышу вопрос: «А квест будет?» Дело в том, что вот уже второй год, как я выбрала для подобных мероприятий относительно новую форму – квест.
Квест – это игра, это поиск, это соревнование, это полёт мысли и фантазии, это зарядка для ума… А для учителя – это большой труд по подбору и адаптации информации, разработке заданий, организации самого процесса. Но ведь мы, педагоги, не просто транслируем знания нашим ученикам, а учим их добывать эти самые знания и учимся вместе с ними, как бы банально это ни звучало, всю жизнь. Интернет-ресурсы безграничны, умейте и желайте пользоваться. Любую тему можно не просто транслировать детям, а помочь им совершать собственные открытия.
Так, например, «Выбор профессии», «Культурные традиции разных народов», «Азбука дорог» – обычные темы в необычной форме воспринимаются совсем по-другому. Конечно, я не изобретаю велосипед, но готовые шаблоны тоже не использую – любой материал требует адаптации и переосмысления. Предлагаю вариант квеста, который можно провести как в шестой школьный день, так и в рамках предметной недели.
Игра-квест «Знатоки русского языка»
Цель: Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Задачи:
– формировать умения применять полученные знания на практике;
– отрабатывать навыки использования раздаточного материала;
– развивать логическое и аналитическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
– создать условия для воспитания любви к русскому языку.
Правила проведения игры
В игре участвуют классы (можно разделить на группы).
Координаторами и наблюдателями являются учащиеся 11-го класса. Они контролируют выполнение заданий, следят за соблюдением правил игры, добавляют время, записывают результаты в маршрутный лист.
Каждая команда получает задание (желательно, чтобы группы не пересекались, – задание первое у всех в разных направлениях). Раскрыв лингвистическую загадку или выполнив задание (несколько подсказок выдаются через 2 минуты обдумывания), команды отправляются по указанному адресу, где выполняют очередное задание. Для выполнения задания в конкретном месте выбираются 2–3 человека из команды, знающие хорошо необходимый предмет. Если выбранный командой ученик ранее уже отвечал в другом конкурсе, команда задерживается на 3 минуты после выполнения задания. Победителем становится класс, добывший секретный конверт (часто результаты игры «Русский медвежонок»).
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, наш квест посвящается неделе русского языка и литературы. Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка».
Наша игра-квест стартует. Вы сегодня должны показать знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.
Желаю удачи всем командам!
Отборочный тур
Для того чтобы получить ключ, который поможет вам в путешествии по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:
(Вопросы задаются командам по очереди.)
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (Длинный язык, язык Пушкина, вареный язык)
7. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
8. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
9. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
10. Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
(спрятано в классе)
Задание 1
– В этом кабинете есть место, где тесно соприкасаются 103 термина.
– Многие из них связаны с древнегреческой мифологией.
– Три термина образованы способом сложения основ с помощью корня —род—.
Периодическая таблица Д. И. Менделеева. Кабинет химии
Задание 2
Среди буквенной путаницы, найдите фамилии восьми писателей (на время, 1 минута).
Потадмаршакрдудсьмрмнвдпушкиноранвдсиврйунтлермонтовмтогдвимктолстойартолстойдлвтсноопнклвжстрвнумтаркрыловлпонзжатнсктранковгсркнетслыкдбсиапнтургеневтмрвенучтвнкдмтналчтсггогольевдывжвыьмсрщнекрасоврвенуцдбит
Пушкин, Лермонтов, Толстой, Крылов, Тургенев, Гоголь, Некрасов, Маршак
Отгадай загадку. Там задание:
Летит чудный аромат
По широким коридорам.
Туда школьники спешат
С нескрываемым задором.
Столовая
Задание 3
Соберите слова, которые спрятались в других словах.
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (Подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (Дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (Загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (Молодцы).
Соберёшь слово – найдёшь, где следующее задание:
Корень слова МАСКА, корень слова ПРОТЕРЕТЬ, предлог, предлог, союз, личное местоимение.
Мастерская
Задание 4
Объясните значение фразеологизмов:
1) бить баклуши –
2) водить за нос –
3) как две капли воды –
4) не разлей вода –
5) спустя рукава –
Слово-подсказка, в нём следующее задание:
Он может быть стационарный и переносной, большой и маленький, мощный и дешевый, в голове, в сети, он может быть для чайников, бывают такие столы, игры, технологии, стулья.
Компьютерный класс
Задание 5
«Грамматическая арифметика». Решите примеры.
Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (Бабочка)
До + зарытые в земле ценности = (Доклад)
Кабан – ан + лук = (Каблук)
Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (Автомобиль)
Следующее задание там, где всех встречают:
Вахта, вахтёр
Задание 6
В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.
1. Я пришел к тебе с портфелем, рассказать, что солнце встало (пришел с приветом)
2. Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).
3. Все дороги ведут в портфель (Все дороги ведут в Рим).
4. Портфель спасет мир. (Красота спасет мир)
5. Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).
6. Дареному портфелю в зубы не смотрят. (Дареному коню в зубы не смотрят)
Следующее задание:
Там происходит оно: воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба…
– Этимология (по Википедии). – Происходит от нем. Sааl; заимствование появилось при Петре I; наряду с этим – сала, сал (1707 г. у Куракина) – из польск. sala или франц. salle, также герм. происхождения (ср.: франкск. sal) – комната, помещение.
– Приставка из одной буквы, которой не бывает, но часто пишут нерадивые ученики союз, наиболее употребительный суффикс прошедшего времени (з + а + л).
Актовый зал
Задание 7
Объясните значения устаревших слов.
Тать |
Вор |
Определите кабинет, в котором находится задание:
За документы отвечает, О каждом классе что-то знает, Учёбой он руководит, За всеми классами следит. Он к каждому найдёт «ключи». Я говорю о…
Кабинет завуча
Задание 8
Разгадайте и прочитайте пословицу. Объясните смысл этой пословицы:
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA
Люди, а не стены создают города
Необходимо расшифровать QR-код (использован генератор кодов)
возвращайся в кабинет русского языка
Задание 9
Волшебная шкатулка
– У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
Подведение итогов
Ведущий:
«Каждое произнесённое тобой слово – живое, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли», – это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь русский язык!