Развитие чувства ритма и темпа у дошкольников

- 13:18Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале предложены варианты игр на развитие чувства темпа и ритма у дошкольников. Упражнения рекомендованы для использования на занятиях по хореографии.

 

 

Александра СОРОЧИНСКАЯ,
музыкальный руководитель
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

Развитие чувства ритма и темпа идут бок о бок на протяжении всего обучения искусству хореографии в дошкольном возрасте. Хочется обратить внимание на то, как важно сформировать у ребёнка умение двигаться в заданном темпе. Очень часто мы говорим фразы: «Ребята, не спешите!», «Быстрее!», «Спокойнее!», «Медленнее!». И поэтому с первых занятий по хореографии нужно доносить детям, что все движения исполняются в особом темпе: медленном, умеренном, быстром. Если звучит спокойная медленная музыка, тогда темп движения будет таким же, чтобы плавно с ней сочетаться. И наоборот. На занятиях по хореографии я использую упражнения и игры, которые помогают ребёнку ориентироваться в смене темпа.

 

Музыкально-ритмическая игра «Посмотрите-ка на…»

Проходит под одноименную развивающую песню.

Педагог:

Посмотрите-ка на дождик,
На дождик, на дождик
Посмотрите-ка на дождик (ребята изображают, как на ладошку падают медленно капельки дождя).
Он кап-кап-кап-кап (движения ускоряются).
Дождик кап, дождик кап, (умеренно).
Дождик кап-кап-кап-кап-кап (быстро).
Дождик Кап, дождик кап (умеренно), кап-кап-кап-кап-кап (быстро).
Посмотрите-ка на мячик, на мячик, на мячик.
Посмотрите-ка на мячик (ребята, поставив руки на пояс, выполняют прыжки на двух ногах в умеренном темпе).
Он прыг-прыг-прыг-прыг (движения ускоряются).
Мячик прыг, мячик прыг (умеренно), прыг-прыг-прыг (быстро).
Мячик прыг, мячик прыг (умеренно).
Прыг-прыг-прыг-прыг (быстро).
Посмотрите-ка на трактор, на трактор, на трактор.
Посмотрите-ка на трактор (ребята на полусогнутых коленках, «взяв руль в руки», выполняют покачивания из стороны в сторону в умеренном темпе).
Он дыр-дыр-дыр-дыр (едем по кочкам, быстрая тряска).
Трактор дыр, трактор дыр (умеренно).
Трактор дыр-дыр-дыр-дыр-дыр-дыр-дыр-дыр (быстро).
Посмотрите-ка на ножки, на ножки, на ножки.
Посмотрите-ка на ножки (ходьба на месте в умеренном темпе).
Они топ-топ-топ (частые притопы).
Ножки топ, ножки топ (умеренные притопы).
Ножки топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ (быстрые притопы).
Посмотрите на звоночек, звоночек, звоночек.
Посмотрите-ка на звоночек (левая рука на поясе, правая нога в сторону на пятке, в правой руке «звоночек», ребята медленно имитируют игру).
Он динь-динь-динь-динь-динь (движения быстрые).
Звоночек динь, звоночек динь (медленно).
Звоночек динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь (быстро).
Посмотрите на молоточек, молоточек, молоточек.
Посмотрите на молоточек (медленные удары кулачок о кулачок).
Он тук-тук-тук-тук-тук (быстрые удары).
Молоточек тук, молоточек тук (медленно).
Молоточек тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (быстро).
Посмотрите-ка на зайку, на зайку, на зайку.
Посмотрите-ка на зайку (ребята в умеренном темпе исполняют приседание, из рук сложив уши, как у зайца).
Он хрум-хрум-хрум-хрум (имитация быстрого поедания морковки зайкой).
Зайка хрум, зайка хрум (умеренно приседают).
Хрум-хрум-хрум-хрум (быстро «съедают»).
Зайка хрум-хрум-хрум-хрум (умеренно).
Хрум-хрум-хрум-хрум (быстро).

 

Игровой комплекс движений «Весенняя экскурсия по городу»

Включает в себя различные виды ходьбы, которые меняются в соответствии с темпом музыки. Выполняется под белорусский народный танец «Крутуха».

Педагог:

На экскурсию, ребята, приглашаю всех я вас,
Будет очень интересным путешествие у нас.
Мы по городу родному прогуляться всех зовем,
Красотой полюбоваться, солнечным весенним днем!
Пешеходный есть маршрут, Вы готовы? – тогда в путь!
Дети в умеренном темпе идут танцевальным шагом с носка.

Педагог:

Осторожнее, ребята, солнце прячется куда-то (шаг замедляется). Туча нам грозит дождем – бом-бом-бом, бом-бом-бом (топающий шаг ускоряется). Но мы нисколько не дрожим, от дождя мы убежим (быстрый семенящий бег на полупальцах).

Педагог: В парке после дождя много луж. Я знаю, что все без исключения дети очень любят топать по лужам (умеренный топающий шаг).

Педагог: А через глубокие лужи мы перепрыгнем! (выполняются быстрые прыжки в продвижении на двух ногах).

Педагог: Впереди большая лужа! По мосту пройти нам нужно. Боком, боком, не спеша, мы шагаем чуть дыша. (Ребята медленно выполняют боковой приставной шаг).                                                                              

Педагог: По аллейке долго шли и к вокзалу мы пришли, здесь грохочут поезда туда-сюда, туда-сюда. (Быстрый топающий шаг).

Педагог: Сядем в чудо-паровоз, ничего, что нет колес. Мы на пяточках пойдем за вагончиком вагон. Прокатиться каждый рад, а потом вернемся в сад. (Умеренная ходьба на пятках).

Педагог:

Вот приехали, друзья, выходить нам всем пора.
Долгим был у нас маршрут, а теперь мы снова в путь.
В дошкольный центр – дом родной,
Мы отправимся с тобой!  
Ребята медленно с носка шагают по кругу.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий