Елена КУМПИЦКАЯ,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 3 г. Ошмяны»,
Гродненская область
Проведение в школе итоговой аттестации при завершении обучения на III ступени обучения включает сдачу двух экзаменов – по английскому языку и истории Беларуси – в устной форме и двух экзаменов – по математике и русскому (или белорусскому языку) – в письменной форме. Опыт работы показывает, что у отдельных учащихся в подготовке и сдаче экзаменов в устной форме бывают некоторые затруднения.
В школе сложилась своя система подготовки учащихся к экзаменам, которые проходят в устной форме. Мы проводим «пробный экзамен» по английскому языку и истории Беларуси в четыре этапа: в декабре, марте, апреле и мае. Первые три этапа учащиеся сдают пробные экзамены по определенной части билетов, а на заключительном этапе уже все билеты.
Оценивание знаний и умений учащихся на пробном экзамене проводится комиссией в составе заместителя директора, педагога-психолога и двух учителей-предметников. Члены комиссии выслушивают ответ учащегося по вопросам билета. Каждому учащемуся предлагаются дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
Пробный экзамен по устным предметам проводим с целью выявления и оценки уровня усвоения учащимися 11-го класса содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы, отработки тактики поведения в период подготовки к экзамену, обучения навыкам самоорганизации, самоконтроля, повышения уверенности в себе, в своих силах.
Участие в пробном экзамене по английскому языку имеет свою специфику. Учащиеся имеют возможность потренировать аудирование – один из самых сложных этапов экзамена. Программой предусмотрено небольшое количество часов на этот аспект, а учащиеся не всегда могут провести качественную подготовку к прослушиванию текстов в домашних условиях. Поэтому пробный экзамен является отличным шансом «отрепетировать» этот этап экзамена.
Второй этап экзамена – устное высказывание – это отличное средство в устранении ошибок и коррекции знаний, связанных с построением речи, грамматикой, а также произношением и интонацией. Учитель-экзаменатор не только укажет на ошибки, но и подскажет, как можно их исправить, что очень важно для сдачи настоящего экзамена в дальнейшем. Отработка проведения процедуры экзамена позволяет учащимся адаптироваться к возможным стрессовым ситуациям, и в нужный момент показать свои знания, понять, над чем стоит работать, устранить ошибки.
При проведении пробного экзамена по учебным предметам приглашаем педагога-психолога. Он (при необходимости) помогает справиться с волнением, мобилизовать силы ученика на ответ через беседу, выполнение специальных дыхательных упражнений, самомассаж затылочной области головы, психологический тренинг. После чего в дальнейшем, педагог-психолог определяет пути подготовки с группой учащихся, наиболее подверженных стрессовым ситуациям.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учащихся трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Как показывает практика проведения пробных экзаменов, успешное их прохождение отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, мы обеспечиваем психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче экзамена, формируя соответствующие навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы проводим не прямо накануне экзаменов, а в течение всего учебного года. Навыки сдачи билетов на пробных экзаменах не только повышают эффективность подготовки учащихся, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.