Автор делится опытом работы по повышению мотивации дошкольников к занятиям по развитию речи, созданию положительного эмоционального состояния детей в процессе образовательной деятельности.
Галина РАДИОН,
учитель—дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область
Положительная мотивация – залог успеха любого начинания. Особенно актуальной становится эта проблема в логопедической работе. Когда ребенок приходит на занятия, мы, учителя-дефектологи, задаёмся вопросом, как активизировать деятельность дошкольника на занятиях, создать у него положительное эмоциональное состояние в процессе образовательной деятельности.
Одного желания учителя-дефектолога, и даже идеального владения им методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Сделать логопедическое занятие интересным, но не развлекательным, обучать, играя, а не просто играть – вот главные задачи, которые необходимо решать специалисту в работе с детьми с ОНР в учреждении дошкольного образования.
Я хочу поделиться некоторыми игровыми приемами, которые способствуют поддержанию интереса детей к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса.
Особая роль в коррекции звукопроизношения отводится артикуляционной гимнастике, так как она подготавливает органы артикуляции к произнесению звуков, требующих коррекции. Для того чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, провожу ее с использованием картинок-символов, артикуляционных упражнений, артикуляционных игр «Веселая гусеница», «Обезьянка Тоня». Для работы создана картотека артикуляционных упражнений, стихотворений и сказок.
Неотъемлемая часть логопедических занятий – дыхательная гимнастика, цель которой – научить детей быстро, бесшумно выполнить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Дошкольники сравнительно легко осваивают дыхательные упражнения, которые проводятся в игровой форме. С этой целью создана игротека «Живые картинки»: «Бабочки», «Аквариум», «Балеринка», «Космонавт», «Накорми котика», «Веселый человечек».
Главная цель на этапе автоматизации – добиться правильного произношения поставленного звука в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи, и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую «волшебную палочку», которая своим стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
В игре «Часики» стрелка часов показывает определенную цифру, а ребёнок проговаривает заданный слог столько же раз.
В игре «Ступеньки» ребенок идет пальчиками по лесенке, повторяя заданный слог.
Для повышения интереса к занятиям, а также для усложнения заданий я использую игры «Веселая горка», «Что в коробочке?», «Что за звук?». Они направлены не только на автоматизацию звука в словах, но и на развитие мелкой моторики, чувства ритма у детей, умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове.
С целью повышения интереса к занятиям на этапе автоматизации звука в связной речи использую разнообразные игровые приемы: составление сказок с помощью фигурок на магнитной доске, диалоги с пальчиковыми куклами, сказки на палочках.
В составлении описательных рассказов помогает игра «Волшебный чемоданчик», в котором лежат маски, подобранные в соответствии лексическими темами. Один ребенок надевает маску, а остальные по вопросам или по плану описывают то, кем является ребенок в маске. Такой прием способствует созданию положительных эмоций у воспитанников.
Особый интерес вызывает игра «Волшебные ручки», так как при одном ее виде возникает эффект таинственности, загадочности, непредсказуемости. Игра позволяет обыгрывать совершенно разные задания. Например, достать предмет и придумать описательный рассказ о нем, а может и целую сказочную историю.
Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. В качестве поощрения использую медальки, смайлики, солнышки, звездочки и т.п. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках.
Все пособия направлены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.
Надеюсь, эти нехитрые приемы помогут вам разнообразить и повысить заинтересованность дошкольников.