Наталья ЧИЖ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля»,
Могилевская область
Предмет: математика.
Раздел: «Умножение и деление» (67 ч).
Тема: «Закрепление» (122 урок).
Цель: совершенствование изученных вычислительных приёмов при решении числовых выражений, формирование умения переносить известные способы действий в новую жизненную ситуацию.
Предмет: русский язык.
Раздел: «Повторение» (3 ч).
Тема: «Обобщение знаний по изученному материалу» (1 урок).
Цель: закрепить и обобщить способы проверки орфограмм в корне слова.
Задачи:
– продемонстрировать умение выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с трехзначными числами;
– продемонстрировать умение проверять «ошибкоопасные» места в корне слова;
– активизировать познавательный интерес к истории малой родины;
– формировать умение работать с источниками информации и презентовать результат работы;
– развивать связную речь, умение правильно, точно формулировать и уместно выражать свои мысли;
– продолжить работу над взаимодействием детей в малой группе и формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
1 Этап анализа: постановка проектной задачи
Активизация познавательного интереса учащихся
У.: На электронную почту нашей школы пришло письмо для нас от учащихся 4 «Б» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения образования «Средняя школа № 1 города Суздаля». Вирус съел некоторые буквы. Давайте попробуем восстановить, прочитать письмо и определить правила, на которые пропущены буквы.
Выберите внутри группы руководителей. Руководители групп, встаньте и представьтесь, подойдите и получите задание.
Р№ бята нашего кла ; а очень любят путешествовать. Мы узнали, что ,,,, стиславль называют белорус…ким ,,,,уздалем. Нас заинтересовало это высказывание. Нам интересно посетить Ваш древний г; р % д, открыть неизвес 2 ные стр : ницы истории и ответить на*** свой вопрос. Тур__стический центр г. Мстиславля предлагает нам на7выбор несколько экскурсий: «Живая история древнего Мстиславля» и «Мой край Мстиславский». Пом(((гите, пожалуйста, выбрать интересный маршрут.
Написание безударных гласных в корне:
Написание словарных слов:
Написание большой буквы в словах:
Написание непроизносимых согласных в корне:
Правописание предлогов:
Ответ: Ребята нашего класса очень любят путешествовать. Мы узнали, что Мстиславль называют белорусским Суздалем. Нас заинтересовало это высказывание. Нам интересно посетить ваш древний город, открыть неизвестные страницы истории и ответить на свой вопрос.
Туристический центр г. Мстиславля предлагает нам на выбор несколько экскурсий: «Живая история древнего Мстиславля» и «Мой край Мстиславский». Помогите, пожалуйста, выбрать интересный маршрут.
Написание безударных гласных в словах: туристический, помогите.
Написание словарных слов: ребята, класса, белорусским, город, страница.
Написание большой буквы в словах: Мстиславль, Суздаль
Написание непроизносимых согласных в корне: неизвестные
Правописание предлогов: на свой, на выбор
У.: Какую задачу мы поставим на уроке?
– Помочь выбрать интересный маршрут экскурсионной поездки.
– Что нам надо для этого знать? (Ответы детей.)
У.: Нам необходимо узнать:
– Что интересного мы можем увидеть и узнать во время экскурсии;
– Сколько стоит экскурсия.
У.: А вы, ребята, знаете, почему Мстиславль называют белорусским Суздалем?
Как и Суздаль, он был некогда большим городом; как и Суздаль, он теперь расположен в стороне от больших дорог; как и Суздаль, богат памятниками древности, сохранил много старины. На древней Мстиславской земле 19 памятников архитектуры (от ХVII до ХIХ в.), 90 памятников археологии. Только на территории центральной части города – 15 памятников архитектуры).
У.: Работа нам предстоит нелегкая, поэтому я предлагаю вам работать в четырех группах: 1-я и 2-я группы будут работать над экскурсионным маршрутом «Живая история древнего Мстиславля», 3-я и 4-я группы – «Мой край Мстиславский».
2 Этап моделирования: решение проектной задачи
Задание 1. Составьте краткий рассказ о достопримечательностях города Мстиславля. Ваш рассказ должен быть интересным, чтобы всем захотелось поехать туда.
В группы раздаются тексты и наборы фотографий (Приложение А). Руководители групп распределяют обязанности между всеми членами группы.
Учащиеся читают отрывки из текста, подходящие к фотографиям, наклеивают отрывки на ватман, готовят краткое сообщение. Все сообщения заслушиваются внутри группы, составляется общее сообщение о достопримечательностях выбранного экскурсионного маршрута.
Презентация сообщений классу с параллельной демонстрацией фотографий.
У.: Одним из главных архитектурных памятников ХVII века является Иезуитский коллегиум, который находится в центре города.
Иезуитский коллегиум внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Памятник ХVII века. Коллегиум – это учебно-воспитательное заведение для мальчиков от 8 до 14 лет. Все время его существования здесь шло обучение, в обязательную программу которого включались: музыка и верховая езда, плавание и фехтование, математика и физика, литература и родной язык, иностранные языки, богословие и архитектура. Преподавали в нем выходцы из Франции, Германии и Италии. Многие выпускники Мстиславского иезуитского коллегиума впоследствии учились в Полоцкой академии и университетах Европы. Со временем Иезуитский костел передали православным. В помещении бывшего коллегиума разместилась духовная семинария. До недавнего времени в здании коллегиума размещались спальные комнаты воспитанников Мстиславской школы-интерната для глухих детей. На настоящий момент ансамбль иезуитского коллегиума находится в аварийном состоянии и экскурсия туда не проводится.
Задание 2 (Приложение Б)
Известно, что дворовая территория коллегиума составляла 240 кв. м. 1/6 дворовой территории занимала башня с колокольней; 3/6 дворовой территории занимали дворовые постройки.
Определите площади башни с колокольней и дворовых построек.
Известно, что дворовая территория коллегиума составляла 240 кв. м. 1/3 дворовой территории занимала аптека; 2/8 дворовой территории занимал костёл.
Определите площади костёла и аптеки.
Результат работы 1–2—й групп:
240:6 * 1= 40 кв. м
240:6 * 3= 120 кв. м
Результат работы 3–4-й групп:
240:3 * 1= 80 кв. м
240:8 * 2= 60 кв. м
Задание 3. Определите стоимость экскурсии.
У.: Туристический центр Мстиславля предоставил нам прайс-листы своих услуг. Внимательно рассмотрите их.
«Живая история древнего Мстиславля» | |
Обзорная пешеходная экскурсия по городу | 235 у.е. |
Экскурсионный осмотр памятника археологии «Замковая гора» | 185 у.е. |
Экскурсия в историко-археологический музей | 140 у. е |
Театрализованная встреча гостей с персонажем «Князь» | 53 у. е. |
Транспортные услуги | 200 у. е. |
Услуги турфирмы | 87 у. е. |
Стоимость экскурсии (на 43 чел.) | __ у. е. |
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) | __ у. е. |
«Мой край Мстиславский» | |
Пустынский Успенский монастырь | 185 у.е. |
Посещение Дома ремёсел. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега каждым экскурсантом | 84 у.е. |
Литературный дом-музей Максима Горецкого | 155 у. е. |
Обзорная пешеходная экскурсия по городу | 189 у. е. |
Транспортные услуги | 200 у. е. |
Услуги турфирмы | 87 у. е. |
Стоимость экскурсии (на 43 чел.) | __ у. е. |
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) | __ у. е. |
Используя полученный материал: прайс-листы услуг туристического центра г. Мстиславля, карту Беларуси и России, учащиеся определяют расстояние между городами Мстиславлем и Суздалем в обе стороны и стоимость экскурсии.
1) Вычисление расстояния между городами
Групповое взаимодействие по определению стоимости услуг транспорта. 1-я и 2-я, 3-я и 4-я группы обмениваются результатами работы и осуществляют между собой взаимопроверку.
Результат работы 1-й и 2-й групп:
1) 190 + 369 + 87 = 646 (км)
2) 646 + 646 = 1292 (км)
Результат работы 3-й и 4-й групп:
1) 190 + 369 + 87 = 646 (км)
2) 646 + 646 = 1292 (км)
2) Определение общей стоимость экскурсии.
Результат работы:
235 + 185 + 140 + 53 + 200 + 87 = 900 у. е. (1-я и 2-я группы);
185+ 84 + 155 + 189 + 200 + 87 = 900. е. (3-я и 4-я группы).
Результаты работы фиксируются в графе «Стоимость экскурсии (на 43 чел.)» в прайс-листе.
3) Определение стоимости экскурсии на одного человека.
На данном этапе третьеклассники не умеют выполнять действие деления многозначных чисел, поэтому они могут воспользоваться микрокалькулятором для вычислений. Для определения стоимости экскурсии в белорусских рублях учащимся предлагается курс валют: 1 у.е. = 3 бел. руб.
Результат работы 1-й и 2-й групп:
900 : 30 = 30 у. е.
30 * 3 = 90 руб.
Результат работы 3-й и 4-й групп:
900: 30 = 30 у. е.
30 * 3 = 90 руб.
Результаты работы фиксируются в графе «Стоимость экскурсии (на 1 чел.)» прайс-листа.
Общий результат выполнения задания
«Живая история древнего Мстиславля» | |
Обзорная пешеходная экскурсия по городу | 235 у.е. |
Экскурсионный осмотр памятника археологии «Замковая гора » | 185 у.е. |
Экскурсия в историко-археологический музей | 140 у. е |
Театрализованная встреча гостей с персонажем «Князь» | 53 у. е. |
Транспортные услуги | 200 у. е. |
Услуги турфирмы | 87 у. е. |
Стоимость экскурсии (на 30 чел.) | 900 у. е. |
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) | 30 у. е. |
«Мой край Мстиславский» | |
Пустынский Успенский монастырь | 185 у.е. |
Посещение Дома ремёсел. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега каждым экскурсантом | 84 у.е. |
Литературный дом-музей Максима Горецкого | 155 у. е. |
Обзорная пешеходная экскурсия по городу | 189 у. е. |
Транспортные услуги | 200 у. е. |
Услуги турфирмы | 87 у. е. |
Стоимость экскурсии (на 30 чел.) | 900 у. е. |
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) | 30 у. е (90 бел. руб.) |
3 Этап синтеза
Учащиеся размещают свои работы на доске и презентуют их всему классу.
Рефлексия
У.: Ребята, какая была у нас сегодня задача на уроке?
Д.: Нам надо было помочь ребятам выбрать маршрут экскурсионной поездки.
У.: Как вы действовали, чтобы решить эту задачу?
Д.: Мы сначала узнали, чем были интересны предложенные нам экскурсии, потом посчитали их стоимость.
У.: Мы ваши работы сфотографируем и пошлём ребятам в город Суздаль. Я, думаю, они всё прочитают и определятся с выбором экскурсии.
У.: А сейчас обсудите в группе и выскажитесь, что для вас было самым трудным, интересным во время работы на уроке. Кому вы хотите сказать спасибо за работу? Что и кому хотите посоветовать?
Выступление командиров групп, оценка работы групп и всей работы класса.