Межпредметная итоговая проектная задача «Выбираем экскурсию» (математика и русский язык, 4-й класс)    

- 12:00Методичка, Начальная школа. Сценарии

 

Наталья ЧИЖ, 
учитель начальных классов 
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля», 
Могилевская область

 

 

Предмет: математика.
Раздел: «Умножение и деление» (67 ч).
Тема: «Закрепление» (122 урок).
Цель: совершенствование изученных вычислительных приёмов при решении числовых выражений, формирование умения переносить известные способы действий в новую жизненную ситуацию.

Предмет: русский язык.
Раздел: «Повторение» (3 ч).
Тема: «Обобщение знаний по изученному материалу» (1 урок).
Цель: закрепить и обобщить способы проверки орфограмм в корне слова.

 

Задачи:

– продемонстрировать умение выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с трехзначными числами;
– продемонстрировать умение проверять «ошибкоопасные» места в корне слова;
– активизировать познавательный интерес к истории малой родины;
– формировать умение работать с источниками информации и презентовать результат работы;
– развивать связную речь, умение правильно, точно формулировать и уместно выражать свои мысли;
– продолжить работу над взаимодействием детей в малой группе и формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

 

Приложения

 

1 Этап анализа: постановка проектной задачи

Активизация познавательного интереса учащихся

У.: На электронную почту нашей школы пришло письмо для нас от учащихся 4 «Б» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения образования «Средняя школа № 1 города Суздаля». Вирус съел некоторые буквы. Давайте попробуем восстановить, прочитать письмо и определить правила, на которые пропущены буквы.

Выберите внутри группы руководителей. Руководители групп, встаньте и представьтесь, подойдите и получите задание.

Р№ бята нашего кла ; а очень любят путешествовать. Мы узнали, что     ,,,, стиславль называют белорус…ким ,,,,уздалем. Нас заинтересовало это высказывание. Нам интересно посетить Ваш древний г; р % д, открыть неизвес 2 ные стр : ницы истории и ответить на*** свой вопрос. Тур__стический центр г. Мстиславля предлагает нам на7выбор несколько экскурсий: «Живая история древнего Мстиславля» и «Мой край Мстиславский». Пом(((гите, пожалуйста, выбрать интересный маршрут.  

Написание безударных гласных в корне:
Написание словарных слов:
Написание большой буквы в словах:
Написание непроизносимых согласных в корне:
Правописание предлогов:

 

Ответ: Ребята нашего класса очень любят путешествовать. Мы узнали, что Мстиславль называют белорусским Суздалем. Нас заинтересовало это высказывание. Нам интересно посетить ваш древний город, открыть неизвестные страницы истории и ответить на свой вопрос.

Туристический центр г. Мстиславля предлагает нам на выбор несколько экскурсий: «Живая история древнего Мстиславля» и «Мой край Мстиславский». Помогите, пожалуйста, выбрать интересный маршрут.

Написание безударных гласных в словах: туристический, помогите.
Написание словарных слов: ребята, класса, белорусским, город, страница.
Написание большой буквы в словах: Мстиславль, Суздаль
Написание непроизносимых согласных в корне: неизвестные
Правописание предлогов: на свой, на выбор

У.: Какую задачу мы поставим на уроке?

– Помочь выбрать интересный маршрут экскурсионной поездки.
– Что нам надо для этого знать? (Ответы детей.)

У.: Нам необходимо узнать:

– Что интересного мы можем увидеть и узнать во время экскурсии;
– Сколько стоит экскурсия.

У.: А вы, ребята, знаете, почему Мстиславль называют белорусским Суздалем?

Как и Суздаль, он был некогда большим городом; как и Суздаль, он теперь расположен в стороне от больших дорог; как и Суздаль, богат памятниками древности, сохранил много старины. На древней Мстиславской земле 19 памятников архитектуры (от ХVII до ХIХ в.), 90 памятников археологии. Только на территории центральной части города – 15 памятников архитектуры). 

У.: Работа нам предстоит нелегкая, поэтому я предлагаю вам работать в четырех группах: 1-я и 2-я группы будут работать над экскурсионным маршрутом «Живая история древнего Мстиславля», 3-я и 4-я группы – «Мой край Мстиславский».

 

2 Этап моделирования: решение проектной задачи

Задание 1. Составьте краткий рассказ о достопримечательностях города Мстиславля. Ваш рассказ должен быть интересным, чтобы всем захотелось поехать туда.

В группы раздаются тексты и наборы фотографий (Приложение А). Руководители групп распределяют обязанности между всеми членами группы.

Учащиеся читают отрывки из текста, подходящие к фотографиям, наклеивают отрывки на ватман, готовят краткое сообщение. Все сообщения заслушиваются внутри группы, составляется общее сообщение о достопримечательностях выбранного экскурсионного маршрута.

Презентация сообщений классу с параллельной демонстрацией фотографий.

 

У.: Одним из главных архитектурных памятников ХVII века является Иезуитский коллегиум, который находится в центре города.

Иезуитский коллегиум внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Памятник ХVII века. Коллегиум – это учебно-воспитательное заведение для мальчиков от 8 до 14 лет. Все время его существования здесь шло обучение, в обязательную программу которого включались: музыка и верховая езда, плавание и фехтование, математика и физика, литература и родной язык, иностранные языки, богословие и архитектура. Преподавали в нем выходцы из Франции, Германии и Италии. Многие выпускники Мстиславского иезуитского коллегиума впоследствии учились в Полоцкой академии и университетах Европы. Со временем Иезуитский костел передали православным. В помещении бывшего коллегиума разместилась духовная семинария. До недавнего времени в здании коллегиума размещались спальные комнаты воспитанников Мстиславской школы-интерната для глухих детей. На настоящий момент ансамбль иезуитского коллегиума находится в аварийном состоянии и экскурсия туда не проводится.

 

Задание 2 (Приложение Б)

Известно, что дворовая территория коллегиума составляла 240 кв. м. 1/6 дворовой территории занимала башня с колокольней; 3/6 дворовой территории занимали дворовые постройки.

Определите площади башни с колокольней и дворовых построек.

 

Известно, что дворовая территория коллегиума составляла 240 кв. м. 1/3 дворовой территории занимала аптека; 2/8 дворовой территории занимал костёл. 

Определите площади костёла и аптеки.

Результат работы 12й групп:
240:6 * 1= 40 кв. м
240:6 * 3= 120 кв. м

Результат работы 34-й групп:
240:3 * 1= 80 кв. м
240:8 * 2= 60 кв. м

 

Задание 3. Определите стоимость экскурсии.

У.: Туристический центр Мстиславля предоставил нам прайс-листы своих услуг. Внимательно рассмотрите их.

«Живая история древнего Мстиславля»  
Обзорная пешеходная экскурсия по городу 235 у.е.
Экскурсионный осмотр памятника археологии «Замковая гора» 185 у.е.
Экскурсия в историко-археологический музей  140 у. е
Театрализованная встреча гостей с персонажем «Князь» 53 у. е.
Транспортные услуги 200 у. е.
Услуги турфирмы 87 у. е.
Стоимость экскурсии (на 43 чел.) __ у. е.
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) __ у. е.

 

«Мой край Мстиславский»  
Пустынский Успенский монастырь 185 у.е.
Посещение Дома ремёсел. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега каждым экскурсантом 84 у.е.
Литературный дом-музей Максима Горецкого 155 у. е.
Обзорная пешеходная экскурсия по городу 189 у. е.
Транспортные услуги 200 у. е.
Услуги турфирмы 87 у. е.
Стоимость экскурсии (на 43 чел.) __ у. е.
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) __ у. е.

 

Используя полученный материал: прайс-листы услуг туристического центра г. Мстиславля, карту Беларуси и России, учащиеся определяют расстояние между городами Мстиславлем и Суздалем в обе стороны и стоимость экскурсии.

 

1) Вычисление расстояния между городами

Групповое взаимодействие по определению стоимости услуг транспорта. 1-я и 2-я, 3-я и 4-я группы обмениваются результатами работы и осуществляют между собой взаимопроверку.

Результат работы 1-й и 2-й групп:
1) 190 + 369 + 87 = 646 (км)
2) 646 + 646 = 1292 (км)

Результат работы 3-й и 4-й групп:
1) 190 + 369 + 87 = 646 (км)
2) 646 + 646 = 1292 (км)

 

2) Определение общей стоимость экскурсии.

Результат работы:
235 + 185 + 140 + 53 + 200 + 87 = 900 у. е. (1-я и 2-я группы);
185+ 84 + 155 + 189 + 200 + 87 = 900. е. (3-я и 4-я группы).

Результаты работы фиксируются в графе «Стоимость экскурсии (на 43 чел.)» в прайс-листе.

 

3) Определение стоимости экскурсии на одного человека.

На данном этапе третьеклассники не умеют выполнять действие деления многозначных чисел, поэтому они могут воспользоваться микрокалькулятором для вычислений. Для определения стоимости экскурсии в белорусских рублях учащимся предлагается курс валют: 1 у.е. = 3 бел. руб.

Результат работы 1-й и 2-й групп:
900 : 30 = 30 у. е.
30 * 3 = 90 руб.

Результат работы 3-й и 4-й групп:
900: 30 = 30 у. е.
30 * 3 = 90 руб.

Результаты работы фиксируются в графе «Стоимость экскурсии (на 1 чел.)» прайс-листа.

 

Общий результат выполнения задания

«Живая история древнего Мстиславля»  
Обзорная пешеходная экскурсия по городу 235 у.е.
Экскурсионный осмотр памятника археологии «Замковая гора » 185 у.е.
Экскурсия в историко-археологический музей 140 у. е
Театрализованная встреча гостей с персонажем «Князь» 53 у. е.
Транспортные услуги 200 у. е.
Услуги турфирмы 87 у. е.
Стоимость экскурсии (на 30 чел.) 900 у. е.
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) 30 у. е.

 

«Мой край Мстиславский»  
Пустынский Успенский монастырь 185 у.е.
Посещение Дома ремёсел. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега каждым экскурсантом 84 у.е.
Литературный дом-музей Максима Горецкого 155 у. е.
Обзорная пешеходная экскурсия по городу 189 у. е.
Транспортные услуги 200 у. е.
Услуги турфирмы 87 у. е.
Стоимость экскурсии (на 30 чел.) 900 у. е.
Стоимость экскурсии (на 1 чел.) 30 у. е
(90 бел. руб.)

     

3 Этап синтеза

Учащиеся размещают свои работы на доске и презентуют их всему классу.

 

Рефлексия

У.: Ребята, какая была у нас сегодня задача на уроке?

Д.: Нам надо было помочь ребятам выбрать маршрут экскурсионной поездки.

У.: Как вы действовали, чтобы решить эту задачу?

Д.: Мы сначала узнали, чем были интересны предложенные нам экскурсии, потом посчитали их стоимость.

У.: Мы ваши работы сфотографируем и пошлём ребятам в город Суздаль. Я, думаю, они всё прочитают и определятся с выбором экскурсии.

У.: А сейчас обсудите в группе и выскажитесь, что для вас было самым трудным, интересным во время работы на уроке. Кому вы хотите сказать спасибо за работу? Что и кому хотите посоветовать?

Выступление командиров групп, оценка работы групп и всей работы класса.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий