Людмила СТАЛЬМАКОВА,
учитель начальных классов, учитель-методист
ГУО «Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей»
stalmakova016@gmail.com
В эпоху информационной насыщенности повседневной жизни и образовательного процесса применение визуализации в обучении младших школьников имеет свои преимущества: помогает осмысливать и анализировать информацию, развивает критическое мышление, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на наиболее важных вопросах, способствует более лёгкому запоминанию изучаемого материала и усвоению большого объёма информации.
Как один из эффективных способов создания единой смысловой картины явлений и процессов, её визуализации, хочу отметить использование шестиугольного (гексагонального) обучения.
Работу с гексами я начала организовывать на различных уроках четыре года назад. Анализируя её результаты, с уверенностью могу сказать, что она способствует развитию у учащихся многих важнейших навыков, в том числе, умения классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, способствует формированию познавательного интереса. Успешными примерами использования шестиугольного обучения в своей работе конечно же делюсь с коллегами.
В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый шестиугольник – это отдельная смысловая единица в виде текста или изображения (понятие, событие, явление, деятель).
Карточки могут быть бумажными или пластиковыми. Их размер может быть произвольным: если это демонстрационный материал – лучше сделать их крупными, если гексы содержат материал для индивидуальной работы, работы в парах или в группах – они могут быть небольшими. Соответственно, размещаются они на парте или доске.
Соединяя шестиугольники друг с другом гранями, учащиеся устанавливают между ними определённые логические связи, понятийные, связи между различными явлениями, связи между определёнными датами и изучаемыми объектами или личностями. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала. Надо отметить, что учащимся необходимо не только установить связи между карточками, но и объяснить, прокомментировать свой выбор.
Вписанный в карточки учебный материал по мере ознакомления с ним собирается в виде пазла. Карточки могут быть частично заполненными, могут быть с ошибками. В таком случае учащиеся должны, проанализировав информацию, что-то добавить, исправить ошибки или исключить лишний шестиугольник.
Шестиугольники, объединяющие учебный материал в определённую категорию, могут быть разного цвета. Определённым цветом можно выделять карточки, содержащие наиболее важную информацию или суммирующую информацию, итог, вывод. Необходимо также предусмотреть пустые карточки, чтобы ученики могли вписать свою информацию. Шестиугольники могут содержать только иллюстрацию. Например, учащиеся 1-го класса соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ о весенних явлениях природы, весенних изменениях в жизни животных и людей.
С учащимися 4-го класса очень удобно при помощи гексов составлять ленту времени, отражая на карточках информацию о событиях, иллюстрации, даты, имена исторических деятелей. Так, например, группы шестиугольных карточек применялись на уроках предмета «Человек и мир» для запоминания дат основания древнейших белорусских городов.
Примеры использования шестиугольных карточек коллеги могли наблюдать также на моих уроках русской литературы (литературного чтения) при выполнении учащимися творческих заданий в группах, облегчающих понимание изучаемых в начальных классах художественных произведений, а также на уроках предмета «Человек и мир» при изучении полезных ископаемых.
Рекомендуемый способ обучения позволяет формировать у учащихся не только предметные, но и надпредметные компетенции, например, информационную и коммуникативную, которые в перспективе помогут обеспечить успешную социализацию и самореализацию учащихся в современных условиях.