Елена ГЕРУЛЬСКАЯ,
заведующий ГУО «Ясли-сад № 77 г. Гродно»,
Гродненская область
Желание быть впереди, находиться в постоянном поиске, осваивать новые педагогические технологии – все это условия поступательного развития образования, в основе которого, лежит инновационный процесс. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Инновационный процесс влечет за собой определенные изменения в системе управления учреждением образования. В условиях развития управленческая деятельность направлена на перевод учреждения образования на качественно новый уровень, что естественно связано с внедрением инноваций в деятельность учреждения.
Вот уже более 10 лет ясли-сад № 77 Гродно работает в режиме развития, вырабатывая инновационные подходы в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников на православных традициях и ценностях белорусского народа. С 2007 по 2019 год коллектив реализовал четыре инновационных проекта. С 2019 по 2024 год мы участвуем в реализации проекта «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия».
Полученные наработки, научно-методическое переосмысление инновационного опыта, рекомендации Министерства образования Республики Беларусь позволили коллективу учреждения распространять перспективный педагогический и управленческий опыт, обеспечивающий решение приоритетных направлений системы образования Гродненской области.
С 2012 года на базе яслей-сада действует ресурсный центр системы образования Гродненской области «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях и ценностях белорусского народа». Получению позитивных результатов в новом проекте, осмыслению эффективных подходов в управлении инновациями содействует координация инновационной деятельности со стороны Гродненского областного института развития образования. В нашей области обеспечена возможность обмена опытом управления среди участников инновационной деятельности через систему семинаров-практикумов, консультаций, встреч с консультантами проекта. Эти факторы позволяют грамотно реализовать нормативную правовую базу Министерства образования Республики Беларусь, регулирующую инновационную деятельность учреждений образования и организацию духовно-нравственного воспитания в сотрудничестве с Белорусской Православной Церковью.
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении включает в себя несколько функций.
Информационно-аналитическая. Для обеспечения управления реализацией инновационного проекта была создана управленческая команда из заведующего учреждением, заместителя заведующего по основной деятельности и воспитателя-методиста. Непосредственно для реализации проекта создана творческая группа, в состав которой были определены наиболее квалифицированные педагогические работники учреждения дошкольного образования, часть из которых принимала участие в предыдущих проектах. Обязательным условием при отборе специалистов, участвующих в проекте, были наличие мотивации, профессиональной и педагогической готовности работать в команде, учет потенциальных возможностей, готовность к восприятию и использованию новых достижений и направлений в работе с детьми.
Мотивационно-целевая. Реализация этой функции позволила создать систему стимулирования труда: дополнительная оплата производится не только за счет повышения тарифных ставок работникам, принимающим участие в инновации, но и за счет премиального фонда учреждения дошкольного образования. Осуществляется моральное стимулирование в виде грамот, благодарственных писем, а также командирования для участия в образовательных мероприятиях областного, республиканского и международного уровня.
Планово-прагматическая. Применительно к управлению планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития учреждения в конкретных условиях педагогического анализа. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они учитываются при составлении плана работы на год.
В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.
Необходимым условием реального планирования работы является также учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия. При разработке плана обязательно учитываются результаты прошедшего учебного года и материалы диагностики.
Контрольно-диагностическая. Педагогом-психологом проведена диагностика готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. В ходе реализации проекта осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение. Изучены особенности становления личностной идентичности детей дошкольного возраста, содержание их «образа Я», представлений о будущем и своем месте в нем.
Организационно-исполнительная. Коллективом была осмыслена модель формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия и определены формы, средства и методы реализации содержания деятельности с детьми, педагогами и родителями конкретно в нашем дошкольном учреждении.
Основные формы работы с детьми в яслях-саду № 77 Гродно – это занятия, экскурсии, театр Батлейка, театр теней, музей «Белорусская хата».
Для получения позитивных результатов организуется интеграция содержания программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа» в учебную программу при проведении специально-организованной деятельности – занятий по образовательным областям «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», «Искусство»
Также идет постоянный поиск новых технологий, форм занятий, результативных методов и приемов: интерактивные игры, игры-тренинги, социальные проекты, краткосрочные и долгосрочные, арт-терапия с использованием классической музыки, танцевальная и сказкотерапия, моделирование ситуаций, элементы телесно-ориентированной терапии.
Для педагогов проводились консультации, семинары-практикумы, семинары-тренинги, мастер-классы, семинары-тренинги для слушателей школы волонтёров по темам: жизнь в социально опасной ситуации, спасительное творчество, создание команды, лидер, конфликты.
Проводится систематическая, целенаправленная работа с родителями. Мы не только познакомили их с новым инновационным проектом, но и вовлекли в педагогический процесс. На родительских собраниях, мастер-классах законные представители знакомятся с игровыми и дидактическими материалами, методическими приемами работы с детьми. Принимают активное участие в совместных досуговых мероприятиях, объединяющих всех участников воспитательного процесса.
Реализуемая система управления инновационной деятельностью дала положительные результаты, отразившиеся в повышении профессиональной компетенции педагогов, уровня воспитанности дошкольников, новом уровне объединения усилий с семьей и другими социальными партнерами.