Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область
Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений.
Одной из важных задач, решаемых на занятиях по физической культуре с дошкольниками, является воспитание таких физических качеств как быстрота и ловкость.
Ребёнку на физкультурных занятиях необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Высокий уровень скоростных и координационных способностей является основой хорошей работоспособности ребенка.
В поиске эффективного средства развития координационно-двигательных качеств дошкольников, в рамках моего педагогического самообразования, я изучила материалы, информирующие о том, что в тренировках футболистов и других командных игроков часто можно встретить применение простого и незамысловатого тренажера, который называется координационной или скоростной лестницей.
Координационная (скоростная) лестница является тренажёром, предназначенным для развития скоростных навыков при выполнении движений на коротких дистанциях, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.
При систематическом выполнении упражнений на координационной лестнице улучшается зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц. Выполнение беговых и прыжковых упражнений способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей. Улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Упражнения на координационной лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток.
Принимая во внимание вышеназванные факты, я приняла решение изготовить такой вид тренажера для активного его применения в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Важным преимуществом тренажера является его компактность. Лестница состоит из прочных нейлоновых лент (по 5 м) и 12-ти поперечин. Ширина лестницы – 50 см, расстояние между планками – 40 см. Она проста в сборке, переноске, в санитарной обработке. Ее мобильность позволяет заниматься как в спортивном зале, так и на улице.
Основу методики использования данного спортивного инвентаря в процессе физического воспитания дошкольников составляют физические упражнения (на основе 4 основных двигательных навыков: бег, бег вприпрыжку, приставные шаги, прыжки) и их комплексы. Все упражнения направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.
Ссылка на презентацию:
https://drive.google.com/file/d/1tBYHrm7LH5XsaOMWH7NqeNbjgxHx0LPT/view?usp=sharing
Каждое занятие по развитию ловкости и быстроты дошкольников я провожу в игровой форме. Начинаю его с физической разминки, задачей которой являются разогрев и подготовка мышц к тренировке. Далее рассказываю детям о правилах выполнения продвижений на координационной лестнице: соблюдать дистанцию, стараться не попадать на планки лестницы, придерживаться правильной техники, держать спину прямо. Обязательно показываю детям, как правильно выполнять различные упражнения на лестнице.
Следует отметить, что на первых занятиях моей задачей является обучение воспитанников безошибочному выполнению упражнений. После полного освоения упражнений, можно приступать к выполнению заданий на скорость. Упражнения выполняются детьми поточным способом. На данном этапе обучения я контролирую правильность выполнения упражнений и темп, в котором они осуществляются. По окончании тренировки провожу с детьми игру малой подвижности, упражнения на релаксацию, которые успокаивают мышцы и ускоряют их восстановление.
В своей дальнейшей работе планирую комбинировать лестницу с мячом и другим спортивным инвентарем.
Как показывает практика, упражнения с использованием координационной лестницы позволяют сформировать у детей координационно-скоростные способности, интерес к занятиям, подвижным играм, физической культуре в целом. «Лестница-чудесница» способствует дошкольникам стать более быстрыми, ловкими и подвижными. Важно отметить, что данный тренажер работает по принципу развития общих спортивных навыков, которые, несомненно, благополучно перенесутся на занятия любым видом спорта.