Алла МЕНЬКО,
классный руководитель 10-го класса
ГУО «Гимназия № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Я рада приветствовать вас на классном часу. Не теряя времени, я предлагаю посмотреть на экран. Что изображено?
Изображен памятник потерянному времени в Париже. У вас хоть раз было такое, что вы запланировали сделать многое, но не сделали и половины? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часу? (О времени, как его правильно распределять, как планировать день). На классном часу мы попытаемся разобраться в причинах потери времени.
Тема нашего классного часа: «Тайм-менеджмент или искусство беречь время». Знакомо вам такое понятие, как тайм-менеджмент?
Тайм-менеджмент – это эффективное планирование рабочего времени.
Зачем вам, школьникам, надо уметь планировать свое время?
Мы сейчас все зависим от времени. А можем ли мы вернуть время? (Нет). Значит, нужно сделать так, чтобы с максимальной пользой его использовать.
- Упражнение «Чувство времени»
Сидя с закрытыми глазами, не считая про себя, открыть их через минуту. Когда, по вашему мнению, пройдет ровно минута, вы должны открыть глаза и свериться с секундомером.
-
- Люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»);
- Люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
- Люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
- Люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).
- Упражнение «Похитители времени»
В процессе работы над определенным делом мы часто замечаем, что переключились, и занимаемся чем угодно, но только не основным делом. Как это происходит?
Проведем самоанализ, куда же уходит наше время, выявим основные причины его потери.
Составьте свой список «похитителей» времени и предложите способ, как с ними бороться. Например: соцсети – в течение двух часов заглядывать туда строго на 15 минут, не больше.
-
- Не умею отделить важные дела от второстепенных.
- Не планирую предварительно свой день.
- Личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.).
- Отвлекаюсь на гаджеты (и надолго).
- Не умею сказать «нет».
- Не довожу начатое до конца.
- Долго раскачиваюсь в начале каждого дела.
- Много времени трачу на мелкую работу, а до важных дел руки не доходят.
- Очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
В это время работа с залом
Работа с залом.
Поднимите руку те, кто вчера читал для души?
Поднимите руку те, кто вчера общался со своими родителями?
А кто не просто позвонил, а навестил родителей?
Кто вечером играл со своим ребенком?
А кто сходил на прогулку со своей второй половинкой?
Да, в наш стремительный век, у нас действительно не находится времени для занятий любимыми и действительно важными делами.
– Мне некогда, – постоянно говорим мы. Некогда позвонить, написать, увидеться с тем, кто ждёт, мы вечно заняты, куда-то спешим.
– Хорошо, – отвечает время. И уходит… часто навсегда.
Марк Твен как-то сказал, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным. Как вы думаете, что значит «съесть лягушку»? Это значит выполнять самое трудное и самое важное из всех предстоящих дел. И если его выполнить в первую очередь, то самое сложное на сегодня уже будет позади.
Выполнить все без исключения задачи невозможно. Но и не нужно. Достаточно научиться правильно определять своих «лягушек» и начинать день с их «поедания».
А как же можно съесть слона? Иногда вы можете столкнуться с большой, неподъемной для себя задачей, перед которой опускаются руки. Но делать ее все равно – надо. Как? Если задача огромная, как слон, разбейте ее на маленькие простые этапы, с каждым из которых справиться вы можете.
Примером такого слона могут быть ваши экзамены. Вы откладываете подготовку, а можно съесть слона по частям – разбить подготовку на этапы и таким образом избежать стресса.
А вы знаете, кто такие лангольеры? Термин «лангольеры» – пожиратели времени – из повести Стивена Кинга. Можно львиную долю своей жизни скормить этим чудовищам – это право любого человека. Нужно помнить: «Лангольеры появятся и вообще вычеркнут тебя из жизни». Какие вы можете предложить способы спасения от лангольеров?
Чтобы жизнь была наполненной действительно важными событиями, чтобы не растрачивать её по мелочам, надо уметь правильно отделять важное от второстепенного.
В каждый момент времени необходимо знать наверняка, куда вы стремитесь, что вам нужно делать именно сейчас, зачем вы это делаете. Часы – символ времени. Давайте заполним его по-настоящему важными делами.
На столах лежат сектора, на которых указаны разные дела, которыми вы можете заполнить ваш день.
Выберите наиболее на ваш взгляд важные дела.
Внимание семье
Живое общение с друзьями
Занятия спортом
Познание нового
Общение с природой
Чтение художественной литературы
Хобби
Полезный труд
Учёба
Делать добрые дела
Любовь
Помощь близким
Гаджеты
Общение в соцсетях
Безделие
Пустые разговоры.
Конфуций сказал: «Три вещи, которые невозможно вернуть обратно: время, слово, возможность. Поэтому не теряйте время, выбирайте слова и не упускайте возможность».
И я хочу вам пожелать не бросать слова на ветер, всегда использовать предоставленную возможность и не тратить время попусту.