Как работа в режиме многозадачности отражается на личности женщины-педагога

- 15:52Авторские проекты, Екатерина КОВАЛЕНКО. Женский портрет

Работая в различных педагогических коллективах, я много наблюдала за поведением женщин, отмечала для себя, как сложен во всех отношениях труд учителя, воспитателя, преподавателя. Позже у меня появилась возможность провести научное исследование, как работа в постоянном режиме многозадачности отражается на личности женщины-педагога. Вопреки тревожным ожиданиям, результаты скорее порадовали, чем огорчили. Подробности читайте далее.

 

Начну, пожалуй, с наблюдения. На мой взгляд, педагогов можно условно разделить на тех, кто попал в профессию случайно и тех, кто оказался в ней осознанно. Первые, как правило, надолго в школах не задерживаются, и это правильно. Лучше уйти из детского сада, школы или вуза вовсе, чем транслировать воспитанникам, ученикам и студентам недовольство, скуку, ненависть, злобу, личную нереализованность. К «случайным» я бы еще отнесла женщин, которые верят в своё призвание и несут свой крест, даже когда вокруг «всё не то и всё не так».

Среди тех, кто пришел в педагогику осознанно и любит эту работу, подавляющее большинство уже успели понять, как тяжел этот труд и как много душевных и физических ресурсов он потребляет. Многие женщины-педагоги умудряются совмещать в своей жизни нереальное количество обязанностей: преподавать школьные предметы или университетские дисциплины, вести классное руководство или кураторство (а иногда в нескольких классах или группах), заниматься организацией внеклассных мероприятий, научной работой, публиковаться в газетах и журналах, воспитывать своих детей, заботиться о муже, пожилых родителях…

Нельзя, конечно, утверждать, что все работающие по такому плотному графику, счастливы от этого. Нет, конечно. Некоторые просто попали в замкнутый круг. Однако верно и то, что справляться с таким объемом работы им помогает энергия, которую они от этой же работы получают. Усвоенные знания учеников, студентов, их радостные глаза и воодушевление после мероприятий, обмен опытом с коллегами, дружная семья…

Хотя именно «для себя» у многих педагогов попросту не остаётся времени. Они помогают всем, кто в этом нуждается, выполняют поручения руководства, откликаются на просьбы коллег, спасают и воспитывают учеников, сеют, как говорится, разумное, доброе, вечное. Иногда в ущерб собственным детям, к сожалению. Больше других страдают ответственные и квалифицированные специалисты, а также перфекционисты, стремящиеся идеально выполнять работу. Они расходуют драгоценные ресурсы, не думая о последствиях, а ведь силы организма не бесконечны. И если ей самой не удаётся остановиться в стремительной гонке за выполнением очередной задачи, её может оставить болезнь. Порой так случается с лучшими сотрудницами не только образовательной, но и многих других сфер человеческой деятельности.

Иногда женщина-педагог забывает о том, что Бог создал её слабой, хрупкой, нуждающейся в поддержке и защите. Перегруженная обязанностями она начинает чувствовать себя как будто «мужчиной», этакой опорой семьи, добытчиком, командиром. Обнаруживает, что в характере развиваются традиционно маскулинные черты личности: целеустремлённость, упорство, надежность, умение владеть ситуацией, лидерские качества. Для кого-то это комфортная ситуация, а кому-то становится страшно и тревожно от этого ощущения. Возникают претензии к супругу, вспыхивают конфликты в семье.

В магистратуре мы с научным руководителем смогли на практике выяснить, как успешность в карьере и способность выполнять большой объем работы связаны с характером и личностными особенностями педагогов. И в первую очередь проверили их соответствие традиционно женскому или мужскому самоощущению. Говоря научным языком, выяснили принадлежность к определённому типу гендерной идентичности: феминному (женственному), маскулинному (мужественному), андрогинному (смешанному). Результаты, надо сказать, приятно порадовали.

Используя полоролевой опросник С.Бем, мы провели диагностику порядка 60 женщин-педагогов, довольных своей работой: воспитателей дошкольного образования, учителей, педагогов-психологов, преподавателей университета. В итоге выяснилось, что ни одна из женщин не попала в группу лиц с ярко выраженными маскулинными чертами личности. Лишь десятая часть испытуемых оказались представительницами феминного типа гендерной идентичности. Они абсолютно не утратили женственности, остаются уступчивыми, мягкими, чувствительными, застенчивыми, нежными, сердечными, способными к сочувствию, сопереживанию.

Все остальные опрошенные, а это 90 %, были отнесены к андрогинному типу гендерной идентичности. В характерах и личностях этих педагогов гармонично сочетаются женские и мужские качества. Это значит, что, приобретая в процессе жизнедеятельности традиционно маскулинные качества, женщина не превращается в «мужика», а научается быть более активной, уверенной в себе, результативной.  

Ученые отмечают, что андрогиния – важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять своё поведение в зависимости от ситуации: она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. К этому типу склонны разносторонние, многогранные личности. Андрогинность расширяет поведенческий репертуар, человеку легче выбрать оптимальный план действий, соответствующий ситуации.

Далее при помощи диагностики самоактуализации личности мы попытались выяснить, насколько опрошенные женщины-педагоги стремятся к самоактуализации – наиболее полному раскрытию личностного потенциала. И все они без исключения показали среднюю и высокую степень выраженности по этой шкале. Причем показатели андрогинного типа выше, чем результаты феминного.

Для женщин андрогинного типа гендерной идентичности, а их, напомню, оказалось подавляющее большинство (90 %) в наибольшей степени характерны стремление к гармоничным отношениям с людьми, жизненности, целостности, красоте. Они способны проявлять себя через творчество, генерировать идеи, создавать что-то новое. Это зрелые, жизнестойкие личности с внутренним стержнем и мотивацией, ценящие свободу и независимость. Женщины андрогинного типа чувствительны к своим мечтам, потребностям и желаниям, частично свободны от психологических защит. Они обладают хорошо осознаваемой позитивной «Я-концепцией», которая служит основой для устойчивой самооценки.

Представительницам феминного типа гендерной идентичности более характерны непредвзятость, доверие к людям, честность, симпатия, доброжелательность. Самоактуализация для них становится скорее образом жизни, чем ее целью. Свобода, естественность, игра, легкость без усилия очень важны для женщин феминного типа. Они общительны, способны устанавливать прочные и доброжелательные отношения с людьми, самовыражаются в процессе общения, высоко ценят отношения, не прибегают к обману и манипуляции.

Отсутствие респондентов с выраженным маскулинным типом идентичности может свидетельствовать о том, что в образовательной области профессиональной деятельности в чистом виде маскулинные качества (у женщин) не встречаются или встречаются крайне редко. Наиболее распространенный вариант – женщина, сочетающая в себе и маскулинные, и феминные черты характера (андрогин), как наиболее оптимальный вариант в современном мобильном мире.

Таким образом, всем педагогам, уставшим от бесконечных задач и обязанностей, хочется напомнить о том, что они в первую очередь женщины и остаются ими (как выяснилось!) при любых обстоятельствах. Сложная, ответственная, творческая работа не разрушает их личность, а наоборот, делает её более гармоничной, цельной и многогранной.

 

Екатерина КОВАЛЕНКО,
магистр психологических наук

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий