Надежда САФРОНОВА,
учитель английского языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область
nadiasaf@mail.ru
Игровая деятельность создает ситуацию успеха для всех учеников, органично объединяя эмоциональный и рациональный виды речевой деятельности. Во время игры ученик получает удовольствие от самого процесса игры и, как следствие, он более раскрепощен и не боится высказываться. Настольные игры – это отличный инструмент в руках учителя, помогающий решить ряд важных задач: закрепить изученный лексико-грамматический материал; совершенствовать навыки говорения; мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроках; повысить познавательный интерес к изучению английского языка; обеспечить систематизацию полученных знаний.
На своих уроках в 3–4-х классах я часто использую настольные игры, которые создаю сама в программе «Paint». Это базовый графический редактор, который есть на любом компьютере. Игры стараюсь делать яркими, используя разные цвета и картинки. Игры могут быть как грамматическими, так и лексическими. Созданные игры обязательно сначала подробно отрабатываем вместе всем классом, чтобы у ребят не возникло вопросов в дальнейшем во время игры в парах или группах. Для игры ученикам понадобятся фишки и кубик. Так, например, во время изучения раздела “My home” предлагаю ребятам следующую настольную игру:
Двигаясь от старта к финишу, ученикам необходимо ответить на ряд вопросов по теме, а также составить предложения по картинкам, используя изученные ранее предлоги места. Таким образом, ребята учатся не только отвечать на вопросы, но и запоминают сами вопросы, что помогает им на последующих уроках самим проводить речевую зарядку и составлять диалоги по теме.
Обучение через настольную игру я называю «скрытым обучением». Дети думают, что они просто играют, хотя на самом деле они отрабатывают те лексико-грамматические навыки, актуализация которых необходима в рамках пройденной темы. В каждой настольной игре, грамотно переработанной и адаптированной к изучаемому материалу и возрасту игроков, таятся богатые обучающие возможности. Настольные игры развивают память, логическое мышление, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также самостоятельность.
При использовании настольной игры на своем уроке необходимо учитывать следующее:
1) условия игры должны быть максимально четко и кратко сформулированы;
2) игра обязательно должна быть ограничена по времени – это лишь этап урока, а не весь урок;
3) во время игры нужно тщательно следить за дисциплиной в классе и контролировать игру, перемещаясь от группы к группе;
4) важно вывести отрабатываемый игрой материал в речь, поскольку именно страх говорить является одной из самых распространенных проблем при изучении иностранных языков.
В конце года с целью систематизации полученных знаний играем в настольную игру “English is fun!”. В игре могут участвовать группы из 3–4 человек, либо две команды. Игровое поле – дорожка из цветных клеток от старта до финиша. Каждый цвет соответствует одному из тематических разделов учебника. Рядом с игровым полем располагаются карточки с вопросами и заданиями тех же цветов «рубашками» вверх. Так, например, в 3-м классе в течение года ребята изучают девять разделов:
1) About me (purple)
2) My family (red)
3) People around me (yellow)
4) Our pets (white)
5) Food (pink)
6) My home (orange)
7) In the lesson (green)
8) Seasons (blue)
9) I love animals (grey)
Игроки или команда ходят по очереди, бросая кубик и переставляя свою фишку вперед на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Попав на клетку определенного цвета, игрок (команда) должны верно ответить на вопрос, написанный на карточке этого же цвета. В случае неверного ответа или отсутствия ответа на выпавший вопрос, игрок (команда) возвращается на исходную клетку. Побеждает игрок (команда), которая первая дойдет до клетки “Финиш”.
Также в эту игру можно играть без игрового поля, используя только разноцветные карточки с вопросами разного тематического содержания. Игроки по очереди берут одну карточку и читают вопрос вслух. Другие игроки должны как можно быстрее дать полный верный ответ. Игрок, который дал верный ответ первым, забирает карточку себе. Участник, собравший наибольшее количество карточек, считается победителем игры.
Например, карточки к разделу “In the lesson” содержат следующие вопросы:
1) How many rubbers have you got?
2) What colour is your pencil-case?
3) Where is your schoolbag?
4) Have you got five rulers?
5) Do you like your classroom?
6) Have you got coloured pencils?
7) Is your schoolbag nice?
8) How many pens have you got?
9) Where are your books?
10) What colour is your rubber?
В заключение хочется сказать, что применение настольных игр на уроках повышает интерес учащихся к изучению английского языка, а также позволяет сконцентрировать внимание ребят на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.