(нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности)
Олег ЗАСИМ,
директор
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область
Российский учёный П.Г.Щедровицкий считал, что «главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно». Благодаря постоянному развитию педагогического коллектива нашей гимназии в области самообразования, его профессионализму и слаженной работе, учреждение стало инновационной площадкой и успешно реализует уже второй инновационный проект.
Первый проект был посвящён внедрению модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования, второй – внедрению модели развития культуры межличностного общения как фактора создания бесконфликтного пространства учреждения образования.
У руководителей и педагогов, приступающих к реализации инновационного проекта, всегда возникает ряд проблемных вопросов, что обусловлено противоречием между необходимостью эффективного включения педколлектива в реализацию инновационного проекта и невозможностью решить поставленные задачи традиционным путём. Таких вопросов было много и у нас. Но мы нашли выход.
Самым конструктивным средством в решении проблемных вопросов стала реализация компетентностного подхода в организации инновационной деятельности, который предусматривает формирование и развитие основополагающих компетенций: управленческой, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной и информационной. Остановлюсь на управленческой компетенции.
Эта компетенция предполагает последовательность следующих шагов: формирование управленческой команды как коллективного субъекта управления; определение ценностно—смысловых ориентиров и закрепление их локальными нормативными документами; делегирование полномочий управленческой деятельности каждому участнику реализации инновационного проекта посредством руководства локальными объединениями. Эти шаги направлены на формирование нового педагогического мировоззрения и развитие управленческой компетенции каждого участника инновационной деятельности. Сформированность управленческой компетенции педагогов обеспечивает в дальнейшем их успешную самореализацию и карьерный рост.
В нашем учреждении была разработана система управления инновационной деятельностью, главным звеном которой является управленческий совет. Его функции: организация работы по внедрению инновационного проекта; руководство психолого-педагогическим центром и экспертным советом; разработка локальных нормативных документов; организация сотрудничества и привлечение социальных партнёров.
Одним из звеньев управления инновационным проектом является творческая группа педагогов. Участники проекта занимаются разработкой и проведением учебных и факультативных занятий, информационных часов, воспитательных мероприятий, созданием медиаресурсов.
Осуществление управленческих шагов предполагает закрепление их нормативными документами. С целью обеспечения единых подходов к ведению документации, позволяющей эффективно организовать инновационную деятельность, Министерство образования Беларуси определило перечень документов, который должен быть в учреждениях, реализующих инновационный проект. Документация выступает одновременно как инструментарий управленческой деятельности участников инновационного проекта, и как средство фиксации хода и презентации результатов внедрения модели в образовательную практику.
Документы, которые регламентируют порядок организации и осуществления инновационной деятельности в учреждениях образования Беларуси: Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», Кодекс Республики Беларусь об образовании, Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, Приказ Министра образования Республики Беларусь от «Об экспериментальной и инновационной деятельности», постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93 (условия оплаты труда).
Что касается документов, необходимых для того чтобы стать инновационной площадкой, то, во—первых, это непосредственно сам проект. Во—вторых, разрабатывается программа реализации инновационного проекта. Документ определяет стратегию реализации инновационного проекта и взаимодействие субъектов инновационной деятельности, содержит цель и задачи реализации инновационного проекта, этапы и направления инновационной деятельности, значимые мероприятия в рамках этих направлений, условия для внедрения новой образовательной модели, технологии, программы и пр. В—третьих, календарный план реализации инновационного проекта. Он предусматривает системное и последовательное выполнение мероприятий по организационно—управленческому, научно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению, направленному на решение определённых задач, объединённых единой целью. В плане обязательно должен быть предусмотрен раздел, обеспечивающей внутренний контроль инновационной деятельности и ведение соответствующей документации педагогами. Все перечисленные документы предоставляется в органы управлением образования, а затем направляются в Академию последипломного образования для дальнейшего рассмотрения.
Экспертный совет Министерства образования организует и проводит многоступенчатую экспертную оценку поступивших инновационных проектов в соответствии с разработанными критериями, результаты которой рассматриваются на заседании экспертного совета. Основанием для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования является приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об экспериментальной и инновационной деятельности», которым утверждается прилагаемый перечень учреждений образования, на базе которых будет осуществляться экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в текущем учебном году.
При реализации инновационного проекта участники и руководители проекта должны иметь следующие документы:
-
- Программа реализации инновационного проекта.
- Календарный план реализации инновационного проекта.
- Приказ директора учреждения образования об организации инновационной деятельности.
- Функциональные обязанности участников инновационной деятельности. Этот документ регламентирует разграничения прав и обязанностей между участниками инновационной деятельности на период реализации инновационного проекта. Документ закрепляется приказом руководителя учреждения образования.
- Программа психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта. В программе отражаются направления совместной деятельности психолога и педагогов, осуществляющих реализацию инновационного проекта.
- Реестр тем педагогических исследований участников инновационной деятельности.
- План работы участника инновационной деятельности. План встраивается в дневник участника инновационной деятельности и содержит систему конкретных мероприятий по достижению цели.
- Дневник участника инновационной деятельности. Документ, в котором фиксируются результаты инновационной деятельности на определённом этапе. Документ является обязательным для всех участников инновационной деятельности.
- Материалы, отражающие сформированный инновационный педагогический опыт участников инновационной деятельности.
- Методики, программы, статьи, брошюры, рекомендации и другие материалы и предложения по использованию инновационного педагогического опыта в массовой образовательной практике.
- Справка о результатах (промежуточных и итоговых) реализации инновационного проекта.
Все перечисленные документы оформляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность.
Инновационная деятельность выступает как эффективное средство и условие развития учреждения образования. Она позволяет определить перспективные направления образовательной практики на основе внедрения новых, научно обоснованных образовательных моделей, программ, технологий. Реализация инновационного проекта содействует разработке эффективных механизмов разрешения актуальных педагогических проблем для учреждения образования и для системы образования в целом, а также обеспечивает повышение качества образования в соответствии с разработанными критериями.
Список использованных источников
1 Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Зеер, Э.Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 22–28.
2 Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 18 с.
3 Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Журнал для администрации школ. – 2008. – № 1.
4 Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Минск, 2000.