Ольга СИНИКОВИЧ,
учитель искусства
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Творческая деятельность на уроках «Искусство» в современном подходе к обучению строится на принципе творческого саморазвития как учителя, так и учащихся. Исходя из этого, урок приобретает нетрадиционную форму – урок-театрализация.
В учебной программе 6-го класса предлагается знакомство с театром. В процессе освоения темы учащиеся знакомятся с самыми простыми законами этого вида искусства. Первый шаг – изучение средств художественной выразительности театрального искусства. Творческую активность каждого ученика, его способности, стремление к самовыражению в процессе обучения помогает раскрыть игровой метод. Импровизация как приём помогает раскрыть образы героев литературного произведения, заранее предложенного учителем для инсценировки.
В своей практике я выбирала уже знакомые детям басни И.Крылова: «Квартет», «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок». Первоначально можно обсудить с учащимися, кто будет режиссёр, а кто актёры. В результате совместной работы в группе происходит превращение литературного произведения в пьесу, так как учащиеся уже знакомы с тем, как выглядит пьеса из уроков литературы, а пьесы – в мини-спектакль. Задача для ребят непростая: показать образы героев басни в живом исполнении, подключив при этом активное творческое мышление и воображение.
Воплотить идею постановки каждой группы учащихся помогает учитель. Необходимым условием является использование всех средств выразительности: мимика, жесты, интонация, эмоции, движения. В качестве дополнительного средства может быть использована музыка. Декорации и костюмы могут быть минимальными, в том числе и бутафория.
Урок-театрализация – это итог большой подготовки учащихся, рассчитанный на несколько этапов. Результат – маленькое театральное представление, дающее радость коллективного творчества и опыт в познании этого вида искусства, тесного взаимодействия учителя и ученика в процессе учебной деятельности, а также художественно-творческого практического метода контроля.