Светлана МАЛЬЕВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 73 г. Гродно»
В современном обществе требуются люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Учебная программа ставит перед собой именно такую цель – разностороннее развитие и социализация воспитанников. Направление «Познавательное развитие» предусматривает развитие психических познавательных процессов и способностей, освоение элементарных математических представлений. Программная задача образовательной области «Элементарные математические представления»: формировать представления дошкольников о способах трансфигурации, способствует расширению, раскрытию возможностей и индивидуальному развитию воспитанников.
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче ориентируются в новой обстановке. Программную цель и задачи я реализую в играх по трансфигурации, которые направлены на интеллектуально-творческое развитие ребёнка. Использование таких игр вызывает у детей интерес, желание заниматься.
В основу такого понятия как «трансфигурация» входят все изменения. С английского языка «transfiguration» переводится как «изменение», «видоизменение». В латинском слово «transfiguratio» означает «превращение», «преобразование».
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений немыслимо без использования занимательных игровых форм, развивающих математических игр. Занимаясь с воспитанниками играми на преобразование, следую принципу «от простого к сложному», что предполагает постепенное возрастание трудностей заданий. Начали мы работу с самых простых головоломок с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних форм в другие, а не только изменение их количества.
Решая каждую игровую задачу, ребята включались в активную мыслительную деятельность, стремились достичь конечной цели. Задачи на трансфигурацию различны по степени сложности, их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом.
В играх на трансфигурацию я использовала не только пластиковые палочки, но и деревянные и палочки из фетра разного размера (длины и толщины), цвета. А ещё разноцветные ниточки, которые выкладываются на листы фетра или бархатного картона, чтобы удобнее было зафиксировать и показать сверстникам или педагогу, преобразованную фигуру или цифру.
В младшей группе малыши работали с ниточками и палочками потолще и выкладывали простые и знакомые фигуры. В старшей группе «волшебные» ниточки и палочки становились тоньше, а фигуры, в которые они «превращались» – сложнее, прибавлялись цифры и математические знаки. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур и цифр давали возможность закрепления знаний о формах и их видоизменениях.
Игры на трансфигурацию создают условия для развития творческой стороны интеллекта, решения детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций.