Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством создания замкнутой экосистемы «Лес»

- 14:14Дошкольное образование. Исследовательская деятельность, Методичка

В марте исполнился год с момента создания в дошкольном центре развития ребёнка № 11 Гродно замкнутой экосистемы «Лес». В материале идёт речь о том, как она создавалась, жила и развивалась.

 

Наталья ВАСИЛЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 11 г. Гродно»,
Гродненская область
vasilenko_nata@rambler.ru

 

 

Цель: воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

– формировать представления о признаках растений как живых существ;

– формировать умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы;

– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Среди различных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Ребята старшей группы № 13 дошкольного центра развития ребёнка № 11 Гродно решили побыть исследователями и попробовать создать «замкнутую» экосистему.

Первый этап – это изучение теории, без знания которой невозможно перейти к практической работе.

Из сети интернет мы узнали, что впервые искусственную «замкнутую» экосистему создал садовник Дэвид Латимер в 1960 году. Он из любопытства посадил традесканцию в сорокалитровую бутыль, полил и плотно закупорил. С тех пор традесканция существует сама по себе: производит кислород, дает зеленую листву, питается своими же перегнившими остатками.

Экосистема – это определенная среда обитания, образованная живыми организмами. Такой экосистемой может быть что угодно: атмосфера, почва, лужа, море, река или целый океан. В одной экосистеме можно наблюдать полный цикл жизни: от рождения до умирания. Замкнутая экосистема не предполагает какого-либо обмена веществом с внешней средой.

Затем мы приступили к практической деятельности: созданию «замкнутой» экосистемы. Начали с выбора растений. Основные критерии – медленный рост, неприхотливость и совместимость растений друг с другом. К примеру, кактус и мох в одном сосуде вряд ли уживутся. Наш вариант: мох, шишка, пара маленьких ростков кислицы, различные деревяшки.

Затем подобрали подходящий сосуд, обращая внимание на то, чтобы его можно было герметично закупорить. Мы для этих целей взяли кухонную банку для сыпучих продуктов. Грунт можно брать универсальный для комнатных растений, либо, если вы берете только растения с улицы, накопать того грунта, в котором они изначально росли. Кислицу я выкопала вместе с куском земли, в который проросли корни. Дренаж – керамзит, мелкий гравий или щебень, кусочки керамики. В общем, любой материал, не поддающийся гниению и не задерживающий в себе воду. Декор – необязательный пункт, но очень симпатично смотрятся различные аксессуары: бабочки, цветы, насекомые. Главное, чтобы он не поддавался процессу гниения.

На самом деле, все делается очень просто: нужно поместить все имеющиеся элементы внутрь банки, закрыть плотно крышку и мини-лес готов, он будет долгое время вас радовать.

Итак, мы засыпали в банку дренаж, песок и грунт; поместили туда же мох и стебельки кислицы, немного прижали их к грунту; поместили внутрь камни, шишку, деревяшки; полили всё водой; плотно закрыли банку крышкой.

Чтобы такая экосистема радовала вас долгое время, количество воды должно быть достаточным для жизни растений, но не слишком большим, чтобы содержимое не превратилось в болото. Я бы советовала после первого полива подержать ваши растения в открытом сосуде сутки, потом плотно закрыть крышкой и оставить еще на несколько часов. После этого посмотреть на ситуацию внутри: если стенки изнутри очень сильно запотели, нужно снова открыть крышку и дать воде испариться; если стенки не запотели совсем, нужно еще немного полить. Когда вы решите, что подобрали оптимальное количество воды, сосуд можно закупоривать окончательно. Остается только наблюдать за происходящим в банке и записывать результаты наблюдений в специальный дневник.

Мы наблюдали. Сначала на дне банки начали образовываться капли влаги, через несколько дней влага стала появляться только с одной стороны. В начале апреля мы заметили росток кислицы, который стал расти, а еще проросли растения, семена которых «спали в земле» и о существовании которых дети не знали в момент закладки системы. По стенкам стал стелиться мох, укрепился на коре, подрос и позеленел; за год мох вырос почти до самой крышки емкости. В солнечную погоду сосновая шишка раскрывается, а в пасмурную – закрывается.

Вывод. В ходе создания замкнутой экосистемы «Лес» мы узнали, что при создании определённых условий (влага и солнечный свет) растения живут, растут и дышат. Могут развиваться без участия человека.

Природу нужно беречь, потому что природа без человека будет существовать, а человек – нет.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий