Исследовательская работа дошкольников приняла участие в Республиканском конкурсе «Я – исследователь» в номинации “Мая Радзіма – Беларусь». Воспитатель – руководитель этой работы предлагает нам тезисы исследования от имени своих воспитанников.
Максим ГУДЕЕВ, Дарья БАЛАХОНОВА,
воспитанники старшей группы
ГУО «Ясли-сад № 5 г. Рогачёва».
Елена МАЛАШЕНКО,
руководитель исследования,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 5 г. Рогачёва»,
Гомельская область
Цель исследования: понять, почему ветер как природное явление характерен для любого уголка нашей страны, а ветряные электростанции расположены не на всей территории Беларуси.
Задачи: выяснить, где в Республике Беларусь находятся ветряные электростанции; определить, какой ветер является источником получения электрической энергии; определить условия для запуска воздушного змея.
Гипотеза: возможно, там, где находятся ветряные электрические станции, дует самый сильный ветер, помогая ветряным электроустановкам вырабатывать электроэнергию.
Методы: чтение специальной научно-популярной литературы; просмотр видеороликов; обсуждение проблемы; работа с картами Республики Беларусь; опыты и эксперименты для определения силы ветра; ведение журнала исследования; обобщение и выводы.
Краткое описание исследования
Елена Александровна, наш воспитатель, рассказала, что с помощью ветра можно добывать электроэнергию. Благодаря фильму мы увидели, как и где построены в Беларуси ветряные электрические станции. Удивились, что они очень высокие, как три девятиэтажных дома, поставленных друг на друга.
На сегодняшний день таких ветряных электростанций в Беларуси насчитывается больше 80. У нас возник вопрос, почему у нас в Рогачевском районе нет ни одной ветряной электроустановки. Ведь у нас, как и по всей стране, дуют разные по силе ветры.
Мы решили сами выяснить, почему ветряные электростанции установлены не на всей территории Республики Беларусь?
Гипотеза 1. Мы предположили, что ветер дует сильнее там, где у него нет препятствий.
1.1. Для эксперимента мы использовали пластмассовые шарики и два стола: на одном столе ничего не было – это была открытая площадка; на втором столе мы поставили муляжи деревьев (лес) – это была площадка с препятствиями. Мы с Дашей изображали ветер. Положив шарики на край стола, мы на них дули. В ходе проведения эксперимента убедились, что на открытых площадях ветру ничего не мешает и он не теряет своей силы.
1.2. При проведении следующего эксперимента «как можно определить силу ветра?» мы использовали «ветряной рукав». Сначала определили силу ветра возле земли: ветряной рукав был опущен. Затем определили силу ветра на высоте поднятой руки: ветряной рукав немного приподнялся. А когда Елена Александровна еще выше подняла ветряной рукав, то он весь распрямился. Мы доказали, чем выше от земли, тем сила ветра больше.
Елена Александровна познакомила нас с картой рельефа Беларуси и картой ветров Беларуси. Мы их внимательно рассмотрели, увидели на карте рельефа возвышенности (они коричневого цвета), а на карте ветров места, где дуют самые сильные ветры (они синего и ярко голубого цвета). А что будет, если эти карты наложить друг на друга?
Гипотеза 2. Мы предположили, что на возвышенных местах, обозначенных на карте рельефа Республики Беларусь, сила ветра должна быть большей.
При наложении карт друг на друга, используя «световой планшет», мы увидели, что места возвышенностей совпадают с местами сильных ветров. И эта гипотеза подтвердилась!
Гипотеза 3. Возможно, что ветряные электроустановки построены в Республике Беларусь на возвышенных местах, где сила ветра максимальная.
Елена Александровна предложила нам стать топографами нашей страны и отметить на карте Республики Беларусь места, где бы мы построили ветряные электрические станции.
3.1. На картах, расположенных на «световом планшете», фишками мы отметили места, где построим ветряные электростанции.
3.2. Затем мы изготовили собственные карты с предполагаемыми ветряными электростанциями.
3.3. Мы сравнили свои топографические карты с настоящей топографической картой Республики Беларусь с отмеченными ветряными электростанциями.
Гипотеза наша подтвердилась, так как нахождение на территории Беларусь ветряных электроустановок на изготовленных нами картах и настоящей топографической карте Республики Беларусь совпало!
Все результаты своих наблюдений и экспериментов мы заносили в дневник, который для нас сделала Елена Александровна.
Заключение. Казалось бы, на всей территории нашей страны дуют ветры разные по направлению и силе. С помощью опытов и экспериментов мы выяснили, что работа ветряных электростанций зависит от рельефа местности и определенных силовых потоков ветра на нужной высоте. Таких условий ни в Рогачевском районе, ни даже во всей Гомельской области для строительства ветряных электрических станций нет. Поэтому их у нас и не строят. Но ветряные электрические станции, расположенные в разных местах Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской областях, вырабатывают электроэнергию с помощью экологически чистого источника – ветра – для всей Республики Беларусь.
Ветряков в Беларуси около ста,
Им нужен ветер и высокие места.
Для всей страны работают электроустановки,
Чтоб в каждую квартиру шёл ток без остановки!
https://drive.google.com/file/d/1ZGMPh6aX9pMLKIZNKq_7pfIWPhj5VJuW/view?usp=sharing (Ссылка на видеоролик)