Вера ГУРИНОВИЧ,
учитель немецкого языка
ГУО «Средняя школа № 22 г. Гродно»
werchik1979@yandex.ru
В средней школе № 22 Гродно многие дети с особенностями психофизического развития изучают немецкий язык. Для этих учащихся, особенно на начальном этапе, предмет является очень сложным. И когда на урок немецкого языка приходят дети, которые имеют особенности в развитии, учителю необходимо пересматривать формы учебных занятий.
Работая с детьми с ОПФР, я пришла к выводу, что им необходим особенный темп урока. И в первую очередь, им необходима частая смена деятельности. Детки с ОПФР не могут просидеть 45 минут урока на одном месте. Им необходимо «движение».
На моих уроках немецкого языка учащиеся постоянно двигаются. Чтобы их движения были продуктивными, я использую следующие формы работы.
Упражнение «Остановочка»
Парты необходимо расставить так, чтобы по классу можно было свободно передвигаться. На партах разместить «станции» с названиями. На одной «станции» могут быть расположены картинки с заданиями, на другой – кубики, на третьей – листы бумаги для выполнения упражнений. При переходе от «станции» к «станции» дети постоянно двигаются, с интересом выполняют различные задания. Этот вид работы можно использовать при изучении тем «Цвета», «Школьные принадлежности», «Числительные».
Упражнение «Мягкая игрушка»
Не менее интересными для детей с ОПФР являются упражнения с мягкими игрушками. У каждого ребенка есть своя мягкая игрушка. Детки передвигаются с ней по классу и представляют, что задание выполняют не они, а их игрушка. Дети подходят к одноклассникам с вопросами на немецком языке. Ответ также дается от лица игрушки. За правильные ответы дети получают разноцветные карточки. Тот, кто получил на уроке больше всего карточек, на следующем уроке может с помощью учителя проверить у одноклассников домашнее задание.
Такие упражнения хорошо использовать при изучении тем «Продукты питания» и «Моя комната».
Упражнение «Найди пару»
По классу развешиваются в разных местах яркие пазлы из бумаги, на которых даны задания. Передвигаясь по классу, ученик должен собрать все пазлы, при этом выполняя задания. При выполнении всех заданий у ученика должна получиться картинка по изучаемой теме.
Этот вид работы на уроке лучше всего применять при изучении тем «Семья», «Части тела».
Изготовление поздравительной открытки
Используя подсказки, необходимо изготовить пригласительную открытку ко дню рождения. Подсказки расположены на столах учащихся. В конвертах находятся части предложений, которые нужно составить, чтобы получилось приглашение. Хорошо применимо при изучении темы «День рождения».
Упражнение «Пантомима»
Один учащийся из класса с помощью мимики и жестов показывает животное, а остальным учащимся необходимо его отгадать животное. Ели это не удается, то можно задать уточняющий вопрос на немецком языке и ведущий должен показать движением ответ на данный вопрос. Используется при изучении темы «Животные».
Упражнение «Архитектор»
Каждый учащийся в классе получает карточки с изображением предмета мебели. Необходимо разместить эти карточки на магнитной доске, на которой есть план комнаты. При этом ученик называет место, куда он поставит свой предмет мебели. Можно предложить при этом описать предмет мебели, используя подсказки в виде палитры цветов. Используется упражнение при изучении темы «Мебель».
Упражнение «Одень куклу»
Учащихся разделить на две команды: мальчики и девочки. Команде мальчиков предложить одеть бумажную куклу-мальчика, а девочкам – куклу-девочку. Каждой команде предлагается бумажная одежда к куклам. Надевая каждый предмет одежды, учащиеся на немецком языке комментируют свои действия. Задачу можно усложнить, добавив одежду по разным временам года. При этом учащиеся должны называть поры годы, соответствующие этой одежде.