Уроки ораторского мастерства: развиваем коммуникативную компетентность, совершенствуем английский

- 12:15Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

Антонина МОНЧАК,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Уроки ораторского мастерства – возможность, предоставленная учащимся совершенствовать свою коммуникативную компетентность, развивать навыки эмпатии, убеждения, контролировать свое поведение. В средней школе № 5 Сморгони такие навыки приобретают учащиеся на уроках английского языка.

Ораторское искусство – древнее мастерство публичного выступления и убеждения словом. Здесь есть все, что необходимо человеку, чтобы убедить собеседника в своей правоте, научить выражать и доносить мысль эффективно, а главное не бояться говорить на публику. На уроках часто возникает противоречие между имеющимися знаниями и страхом показать эти знания лишь только потому, что скажешь что-то не так, допустишь ошибки. Самое важное правило на таких уроках – говорить, не боясь допустить ошибки и помнить, что ошибки в речи есть у всех.

Понятно, что уроки ораторского мастерства – это подготовленные уроки. Существует отлаженная схема, как к ним готовиться. Самое важное, ребята должны знать, что, работая в рамках темы, на определенном этапе урок публичных выступлений обязательно будет проведен. Обычно это итоговые уроки. В начале изучения темы из списка тем публичных выступлений учащиеся выбирают ту, которая им ближе, по которой у них уже есть материалы или над которой им просто интересно будет работать. Это могут быть цитаты известных людей, ситуативные вопросы, ситуации, взятые непосредственно из материалов учебника.

Предлагаю варианты выступлений в рамках изучения темы «Дружба» в 9-м классе:

A perfect family. What is it?
Some secrets of a happy family
Relationships between family members
Every day’s duties in a family
Communication in a family: «live» or using the Internet?
How to spend free time: recommendations
Is it easy to get along with parents: living together or separately from parents?
«Family is the most important thing in the world» (Princess Diana)
— A happy marriage is a science, an art, hard work.
— The role of family in our life
— A happy marriage is a difficult job.

Учащиеся готовят свои выступления на протяжении длительного времени. Очень важно, чтобы их речь была яркой, с примерами, интересными высказываниями, объяснениями. Ребята заранее обдумывают свою роль. Например, выступать могут психологи, доктора, учителя, родители, эксперты и т.д. Всё зависит от того, какую тему выбрали учащиеся. На этом этапе нужно обязательно уметь представить себя. Выступление должно начинаться с приветствия, уместны будут пара слов о погоде или просто пожелания приятного времяпровождения. Только после этого можно и нужно озвучить тему выступления.

Итак, контакт со слушателями установлен.

Каждый докладчик имеет текст выступления перед глазами, но старается говорить свободно, а не читать, лишь изредка подсматривая цифры, названия, цитаты, если есть необходимость. Таблицы, диаграммы могут проектироваться на экране телевизора.

В период подготовительной работы можно использовать различные источники: учебник, интернет, статьи по теме, результаты опросов (если проводились).

Например, по теме «Совместное времяпровождение» был проведен опрос учащихся «Как вы проводите выходные в семье». Были разработаны и предложены следующие вопросы:

1. Is it customary for your family to spend weekends together?
2. Do you cook lunch together?
3. Do you watch movies?
4. Do you visit grandparents?
5. Do you clean your house/flat together?
6. How much time do you spend on the Internet?
7. Do you discuss any important problems?

Докладчик заранее провел опрос и в своем выступлении озвучил результаты.

Учащийся, который готовил выступление на тему «Легко ли уживаться с родителями: совместное проживание или отдельно от родителей?», также провел опрос учащихся, задав лишь один вопрос «Вы за совместное проживание с родителями или против?»

Более подготовленные учащиеся могут отступать от основного текста, задавать вопросы аудитории, т.е. вовлекать слушателей в диалог.

Некоторые вопросы возникают спонтанно, некоторые оговариваю заранее с выступающими. Порой у нас возникают даже серьезные дебаты, где мы обязательно учитываем мнение каждого.

Очень важно удержать внимание слушателя, поэтому наши выступления не бывают монотонными и очень длинными. Держимся уверенно, улыбаемся, говорим громко, четко, не глотаем окончания слов – это основные наши правила. Обязательно подводим итог: это может быть просто мнение автора, рекомендации, которые вытекают из выступления, совместные рекомендации, которые возникают непосредственно в классе.

Например, по теме «Как избегать конфликтов в семье» рекомендации были следующие:

You should spend your free time together.
You may go to the cinema or to a café together.
You should help your parents with household chores.
Try to be open, friendly, caring, understanding and loving.
Try to forgive each other.
Don’t hurt your parents.

Уроки ораторского мастерства – бесценный опыт для тех, кто стремится быть успешным в школе, а затем и в будущей профессии. Говорить правильно, красиво, уметь четко структурировать свои мысли, уметь решать все вопросы через диалог, убеждение – навыки, которые приобретают учащиеся в школе и которые понадобятся в дальнейшем.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий