Елена ЕКУШЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область
Тема: «Чудесные свойства магнита».
Программные задачи:
– систематизировать представления детей о магните, его свойствах и качествах;
– формировать представления о полюсах магнита;
– закреплять представления о роли магнита в жизни человека;
– развивать речь, внимание, память;
– воспитывать интерес к поисковой деятельности.
Материал и оборудование: письмо, магниты на каждого ребенка, подносы с предметами различных материалов (шары воздушные, болтики, гайки, скрепки, кубики деревянные и т. д.), подносы с песком, ткань, песня «Буратино».
Предварительная работа: рассматривание разных видов магнитов; уточнение представлений о необходимости магнита; проведение беседы по сказке Буратино; проведение дидактической игры «Можно – нельзя».
Методы и приёмы: информационно-рецептивные (беседа, вопросы, объяснение); репродуктивные (опыты, показ); игровые (сюрпризные момент, игровая ситуация, поисковая).
Ход занятия
І Вводный этап
Игра «Приветствие»
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте в кружок соберемся, скажем друг другу «Здравствуй» и улыбнемся! У всех хорошее настроение? (Да)
Сюрпризный момент «Письмо»
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон. Он принес письмо.
Странно… от кого это письмо. (Воспитатель открывает и читает письмо)
«Здравствуйте ребята, пишет вам самый непослушный мальчик. Вы все меня прекрасно знаете, зовут меня Буратино. У меня случилась беда. Я как всегда не послушался своего отца и вместо школы я пошел на болото, там прыгал по кувшинкам, играл с лягушками, загорал на песке и потерял свой ключик. В воду лезть я боюсь, там очень глубоко, а песка так много, что я и за год не отыщу свой ключик. Очень вас прошу мне помочь, подсказать как мне быть. Буду ждать вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Буратино? (Ответы детей)
ІІ Основная часть
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в нашу мини-лабораторию, где мы узнаем, как можно помочь Буратино. Но для того чтобы войти нужны специальные пропуска. (Воспитатель вешает детям медальки красного и синего цвета) Вот теперь можно пройти в лабораторию.
Опытно-экспериментальная деятельность
1 «Водичка»
Цель: определить опытным путем, чем можно достать металлический предмет из воды.
Воспитатель: Давайте проведем первый эксперимент. Что вы видите перед собой? (Подносы с темной водой, палочки, одноразовые ложки) Давайте представим, что это болото. Как найти ключ в нем? Не забывайте, что Буратино боится воды.
Давайте попробуем достать ключ палочками. А чтобы узнать, что нам поможет, вы должны отгадать загадку:
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет
Прилипанием страдает. (Магнит)
Что же такое магнит? (Воспитатель рассказывает детям легенду о появлении магнита). Скажите мне, пожалуйста, какой магнит?
Давайте попробуем достать ключ при помощи магнита.
2 «Песок»
Цель: определить опытным путем, как достать предмет из песка.
Воспитатель: Если ключ не в воде, а в песке, как быть? Давайте подойдем ко второму столу (на столах стоят емкости с песком). Что вы видите перед собой? (Песок). Давайте проведем эксперимент. Представим, что епеска очень много. Как найти ключ в нем? Попробуем, не трогая песок, руками достать ключ магнитами (С помощью магнита дети находят ключ).
Подвижная игра «Магнитики»
Цель: уточнение представлений о полюсах магнита.
Воспитатель: Давайте мы пройдем дальше, к следующему столу, и посмотрим, какие вещи притягивает магнит (На столах лежат подносы с разными предметами из различных материалов: болтики, гаечки, кубики деревянные, пластмассовые кубики, ткань, картон, булавки, пуговицы, прищепки и т. д. Дети пробуют притягивать магнитом предметы, анализируют, делают выводы).
А сейчас попробуйте приблизить свои магниты к соседнему магнитику, только аккуратно. (Дети приближают магниты, у кого-то они притягиваются магниты, у кого-то отталкиваются) Почему это происходит? (У магнита есть два полюса – северный и южный, обозначаются они красным и синим цветом, если встречаются два одинаковых полюса – магниты отталкиваются, если разны полюса – притягиваются) Попробуйте покрутите магниты. (Выполняют)
Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что мы с вами магнитики, ваши пропуска – это полюса. Пока звучит музыка, магниты танцуют, прыгают, бегают. Как только музыка останавливается, вы должны найти себе пару, при которой магниты притягиваются (два-три раза повторяем игру).
Молодцы, как много нового вы узнали! А сейчас садитесь за столы, и давайте отправим Буратино письмо, расскажем какие вещи притягивает магнит. (Садятся, выполняют задание на местах. Воспитатель проверяет, чтобы правильно отметили все, собирает конверты) Умнички! Я отправлю все ваши послания Буратино, и он обязательно найдет ключ.
ІІІ Заключительный этап
Подведение итога занятия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Воспитатель: Ребята, кто написал вам письмо?
Что случилось у Буратино?
Что помогло вам достать ключик из песка и воды?
Какие предметы притягиваются к магниту?
У магнита сколько полюсов?
Одинаковые полюса что делают?
Список использованной литературы
1 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Министерство образования Республики Беларусь, НМУ «Нац. ин-т образования», 2019.
2 Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина. – М. : Сфера, 2004. –192 с.