Урок-смекалка, или Кроссенс на уроках географии  

- 15:28II И III СТУПЕНИ, География. Идеи, Методичка

Ирина КЛИМЕНКОВА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, творить, развивать смекалку. Никто не будет спорить, что помимо всего прочего каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, на своих уроках я использую приём «кроссенс». Этот приём пользуется успехом в классе, у ребят появился интерес, заинтересованность, стимул.

Работа трудна, но достаточно увлекательна.

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

 

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  
2. Выделить 8–9 элементов, имеющих отношение к теме.  
3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  
4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  
5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  
6. Замена прямых образов символическими.  
7. Построить ассоциативную связь между образами.  
8. Кроссенс готов.

 

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами. Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.

Связи между картинками могут быть как поверхностными, так и глубинными. Читать кроссенс нужно сверху вниз или слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой».

 

Максимальный уровень оценивания возможен, если:

– выстроены логические обоснования на сложном уровне;
– распределены предложенные восемь элементов кроссенса по ячейкам;
– определен недостающий девятый центральный элемент;
– проанализирована и обобщена найденная информация;
– установлены причинно-следственные связи.

 

Кроссенс я, используя на любом этапе урока. Однако, чаще всего это становится творческим домашним заданием для ребят. Кроссенс учащегося ещё полезней, чем созданный учителем, так как отражает глубину понимания заданной темы, способствует развитию логического, творческого и образного мышления.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий