Наталья ПИКУН,
учитель английского языка, классный руководитель 6 «Б» класса
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
Тема «финансовая грамотность учащихся», – одна из наиболее актуальных тем XXI века. Финансовая грамотность – это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими.
Актуальность изучения вопросов этой темы заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, что поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Являясь участником инновационного проекта по финансовой грамотности и накопив багаж знаний, материалов по этой теме, сегодня, как классный руководитель 6-го класса, я передаю их своим учащимся.
Для успешного усвоения экономического материала я провожу тематические классные часы, круглые столы, «Финансовый футбол». Вместе с ребятами участвуем в неделе финансовой грамотности. В олимпиаде по финансовой грамотности мои ребята ещё не участвовали, но подготовка уже идёт.
Предлагаю сценарий игрового занятия «Юный финансист», которое было проведено на классном часу в 6-м классе в рамках недели финансовой грамотности в гимназии.
Если хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Цели занятия:
– обучающая: сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
– развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
– воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.
Основные понятия: финансы, финансовая грамотность.
Форма проведения урока: беседа, работа по группам.
Материалы и оборудование: доступ к интернету, компьютер, памятки, листы бумаги, ручки.
Ход игрового занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть на нашем классном часу. Чтобы узнать тему нашего классного часа, просмотрите небольшой ролик (https://www.youtube.com/watch?v=auc7LzqQin4). Как вы думаете, о чём он? Что общего в нём? (Ответы детей).
Да, вы правы, в этом ролике говорилось о деньгах. Мы к нему ещё вернёмся чуть позже.
Часто финансовая успешность является показателем успешного человека. Ответьте на вопрос, как вы понимаете термин «успешный человек»? (Ответы детей).
Быть финансово грамотным человеком в XXI веке так же важно, как умение читать и считать. Посмотрите на экран: Как сказал Роберт Кийосаки: «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
А «финансово грамотный человек» это человек, который: имеет сбережения, ведёт учёт доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, знает свои права.
Сегодня мы с вами вспомним термины, относящиеся к финансам, и познакомимся с новыми, узнаем и поймём, как правильно распоряжаться деньгами, составим для себя памятки на будущее с полезными советами, найдём ответы на все интересующие нас вопросы. А чтобы наше занятие прошло веселее, предлагаю поиграть. В этой игре надо блеснуть знаниями, эрудицией, талантами. И, думаю, вы убедитесь в том, что финансы могут быть совсем нескучными.
Для начала мы разделимся на три команды. У меня мешочек с цветными карточками, цветов всего три. Соответственно вы вытаскиваете карточку и образуете команду по цвету.
И раз уж игра у нас финансовая, то и зарабатывать за каждый правильный ответ вы будете денежки. Команда, набравшая к концу занятия большее количество монет, станет победителем.
Для начала давайте посмотрим историю возникновения денег. (Видео об истории денег, https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg).
Что было для вас новым? (Ответы учащихся).
Конкурсы
1 Игровое поле «Финансовая разминка». Кто больше знает финансовых терминов.
Команда на листе должна за одну минуту записать безошибочно как можно больше терминов, связанных с финансовой сферой. Выигрывает та команда, у которой больше всего слов.
Учитель: Вот мы и вспомнили финансовые термины. Молодцы!
2 Экономические загадки». Учитель каждой команде по очереди читает загадку. За каждый правильный ответ – монетка.
1) Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… (товар)
Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
2) На товаре быть должна обязательно… (цена)
Цена – это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке определенной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов продать свой товар.
3) Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без… (рекламы)
Реклама – это рекламное средство в виде наружных плакатов, щитов на обочинах дорог, световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном транспорте.
4) Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… (доход)
Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности.
5) Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить… (налоги)
Налоги – установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
6) Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой… (вклад)
Вклад – вложенные куда-нибудь деньги, ценности. (Вложить в сбербанк).
7) Приносить доходы стал
В банке папин… (капитал)
Капитал – стоимость, которая в результате использования наёмной рабочей силы приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный капитал. Финансовый капитал. Переменный капитал.
8) На рубль – копейки, на доллары – центы,
Бегут-набегают в банке… (проценты)
Процент (от лат. Procentum – за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3 % от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных расчетах.
9) Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы… (ссуду)
Ссуда – юридический, договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.
10) И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату)
Зарплата – законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.
Учитель: Вот мы вспомнили финансовые термины и узнали новые. Молодцы!
3 «Ребус»
Учитель: Сейчас мы попробуем наши финансовые слова закрепить в следующем конкурсе. Я приготовила вам ребусы, их вы будете видеть на экране мультиборда, на разгадывание каждого – одна минута.
Ответ: налог, банкнота, банк, бюджет, деньги, валюта.
4 Минутка отдыха
Учитель: Закончился третий конкурс нашей игры. Настало время немного подвигаться. Это делать мы будем с пользой.
На первых партах лежат разрезанные на части фразы-пословицы про деньги, эти половинки нужно сложить правильно. По одному игроку из каждой команды подходят и складывают одну фразу. Побеждает команда, которая сложила фразы правильно и быстрее всех.
1) Гроша ломаного… (не стоит)
2) Долг платежом… (красен)
3) Уговор дороже … (денег)
4) Копейка рубль … (бережёт)
5) Деньги любят … (счёт)
6) Денег куры… (не клюют)
7) Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).
5 Конкурс капитанов
Учитель: Капитан подходит ко мне и тянет задание. Это слово, относящееся к теме финансов. Я его вешаю на доску, капитан его не видит. Команда должна объяснить своему капитану этот термин при помощи синонимов, антонимов, чтобы он догадался, что это за слово.
Слова: доход, торговый центр, копилка.
Учитель: Деньги – всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг и способный непосредственно на них обмениваться (Википедия).
Скажите, пожалуйста, а откуда вы берете деньги в вашем возрасте? (Ответы детей). Давайте ещё раз вспомним видео – как вы считаете, способы зарабатывания денег, показанные в видео, правильные? (Ответы детей).
Хорошо, ребята, а что значит: «умение управлять своими деньгами? (Ответы детей: уметь зарабатывать деньги, распоряжаться правильно).
А что значит распоряжаться правильно? (Ответы детей).
Памятка «Правила управления деньгами»
Учитель: Я предлагаю нам всем вместе составить памятку с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.
10 советов управления деньгами для детей
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу.
3. Запомните, что финансовая грамотность играетогромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.
10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Итак, закончились все конкурсы, пора подвести итоги. (Подсчитывается количество заработанных монеток и объявляется команда-победитель).
Победителей ждут сладкие призы. Спасибо за работу!
Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни? (Размышления детей).
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
1. Не делай из денег кумира.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
5. Старайся не «брать взаймы». Не хорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
6. Не играй в лотереи, азартные игры.
7. Будь аккуратным в трате денег, старайся не растратиться.
8. Запомни, что финансовая грамотность играет огромную роль в твоем будущем и твоей независимости.
Вы были разделены на команды по цвету карточек. Это не просто так. Сейчас я попрошу вас сделать свой выбор (ребята выбирают цвет и объясняют свой выбор):
— красный цвет – мне понравилось занятие, узнал много нового;
— жёлтый цвет – некоторые термины мне были непонятны, но я хочу знать больше;
— синий цвет – занятие не понравилось, мне неинтересна эта тема.