Грибы, их разнообразие. План-конспект урока по предмету «Человек и мир» во 2-м классе

- 16:34Методичка, Начальная школа. Сценарии

Ольга НАУМОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 18 г. Могилева»

 

 

 

Тема: Грибы, их разнообразие.

Цель: формирование у учащихся представлений о грибах как особой группе живых существ.

Задачи:

– образовательные: познакомить со строением грибов и местами их произрастания; научить учащихся различать наиболее распространённые грибы по их характерным признакам; дать представление о съедобных и ядовитых грибах; способствовать осознанию места и роли грибов в природе; показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы, познакомить с правилами сбора грибов;

– развивающие: развивать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение; развивать наблюдательность, внимание;

– воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, изображения деревьев, грибов съедобных и ядовитых, учебное пособие  Г.В.Трафимов, С.А.Трафимова «Человек и мир» (2-й класс), контейнеры с грибами, двухсторонний скотч, чёрный ящик, подносы для контейнеров.

 

Ход урока

1 Организационный момент

Не теряя ни минутки, мы к уроку приступаем.
С увлечением играя, тайны мира открываем.

– Садитесь, ребята. Прежде чем начать урок, давайте настроимся на хорошую работу и повторим наш девиз: (Слайд 1)

«Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!»

 

2 Этап проверки выполнения домашнего задания (Слайд 2).

– Начнём мы наш урок, как обычно, с проверки домашнего задания.

– Какое задание было на дом? (Нужно было прочитать статью про декоративные растения, ответить на вопросы и по желанию подготовить рассказ о правилах ухода за любым комнатным растением.)

– Приступим к проверке.

Вопросы учителя:

– Какие растения относятся к декоративным растениям? (Это растения – выращиваемые для украшения городов и деревень или помещений.)

– Назовите, какие декоративные растения вы знаете.

– Назовите, какие комнатные растения вы знаете.

– Почему комнатные растения приносят пользу здоровью людей? (Они очищают воздух и обогащают его кислородом, и могут даже обеззараживать его.)

– Следующий вопрос будет связан с уходом за комнатными растениями. Поэтому я предлагаю послушать тех ребят, которые подготовили рассказ о правилах ухода за комнатными растениями. (Заслушиваются выступления детей. Оценка учителя.)

– Молодцы, с домашним заданием вы справились хорошо. Вы просто настоящие знатоки. А вы знаете,  у меня появилась идея. По телевизору часто показывают передачу, в которой игроков называют «знатоками». Символом этой передачи является Сова. Название этой передачи состоит из трёх вопросов. Кто-нибудь уже догадался, что это за передача? (Да. Это передача Что? Где? Когда?) (Слайд 3).

 

3 Актуализация знаний

– Сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в знатоков и разгадать тайну чёрного ящика. Итак, чёрный ящик – в студию. (Слайд 4).

– Для того чтобы узнать, что лежит в чёрном ящике, нужно отгадать загадку. (Слайд 6, 6.1).

Растёт, но не растение.
В шляпе, но без головы.
Нога есть, но и та одна. (Гриб.)

– Правильно. Итак, тема нашего урока: Грибы, их разнообразие. (Открывается тема урока.) (Слайд 7).

 

Целеполагание: учитель совместно с учащимися формулирует цели урока.

– Уважаемые знатоки, давайте подумаем и ответим на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?» применительно к теме нашего урока.

Что, как вы думаете, мы будем узнавать с вами на уроке про грибы? (Их строение и виды. Вспомним названия грибов.)

– Используя вопросы «Где?» и «Когда?», что ещё мы узнаем про них? (Узнаем, где растут и как их правильно собирать.)

На доске открываются цели урока.

– Действительно, ребята. На уроке мы с вами узнаем строение грибов, познакомимся с их видами и местами их произрастания. Научимся правильно собирать грибы.

– И начнём с того, что определим место грибов в природе. (Слайд 8)

 

– На какие две группы можно разбить все объекты природы?

Дети: Живая и неживая.

– Чем объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы?

Дети: Они дышат, растут, питаются, дают потомство и умирают.

– Приведите примеры объектов неживой природы.

– Как вы думаете, грибы мы отнесётся к живой или неживой природе?

Дети: Живой. (Слайд 9).

 

– Грибы – это растение или животное? (Дети выдвигают свои версии.) (Слайд 10).

 

– Для того чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к толковым словарям и энциклопедиям.

Дети зачитывают значение слова гриб из словаря С.И.Ожегова.

(ГРИБ – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами.)

Зачитывают значение слова гриб из детской энциклопедии.

(ГРИБЫ – группа выделяемых в особое царство организмов, иногда внешне напоминающих растения, но лишённых зелёного пигмента хлорофилла, настоящих корней, стеблей и листьев. Споры, как и семена, рассеиваются, и прорастают в новые организмы, но не содержат зародыша и обычно состоят из единственной клетки.)

– Учёные долго спорили и в итоге грибы выделили в отдельное царство. Они и не растения и не животные, хотя имеют частично свойства и тех и других. Поэтому заселим наши грибы в отдельную квартиру.

 

4 Этап усвоения новых знаний и способов действий

Давайте более близко рассмотрим грибы. (Слайд 11).

 

Практическая работа

– Возьмите по стаканчику и откройте его. Рассмотрите гриб. Строение у него довольно простое, он лишён зеленой окраски, поэтому не способен усваивать углекислый газ из воздуха, и питается готовым органическим веществом, которое находится в земле. Получают они его в виде различных остатков растений или животных.

Сам гриб представляет собой плодовое тело, которое состоит из длинных тонких нитевидных сплетений – гифов. Гифы, в виде тонких ленточек опускаются в почву, и  при этом, не просто оплетая корни деревьев, но и проникая в них. Таким образом, деревья делятся с грибами пищей, которую вырабатывают листья. А грибы помогают добывать из почвы воду и другие вещества, которые деревьям тяжело достать. Так гифы выглядят под микроскопом. (Слайд 12). 

 

Верхняя часть гриба называется шляпка. Поэтому все грибы, которые её имеют, называются шляпочные. (Слайд 13).

 

Кроме шляпочных грибов существуют ещё плесневые грибы (Слайд 14, 15, 16) и дрожжи (Слайд 17, 18). Вам они, тоже хорошо знакомы.  

 

Разломайте шляпку гриба на две части. Что вы там видите? (Слайд 19, 20)

 

Это пластинки. Грибы, которые под шляпкой имеют такие пластинки – называют пластинчатые. Давай те посмотрим на экран и назовём их. (Слайд 21, 22, 23, 24, 25).

 

К ним относится: сыроежка, опёнок, лисичка, груздь, волнушка и другие. К этим пластинкам крепятся семена грибов, их называют споры. Увидеть их можно только под микроскопом. (Слайд 26, 27)

 

Вот так они выглядят. Положите образец в коробочку и закройте. Возьмите второй образец. Рассмотрите. Мы видим вместо пластинок – трубочки. (Слайд 28, 29)

 

Такие грибы называют трубчатыми. (Слайд 30, 31, 32, 33, 34).

Это: боровик, маслёнок, моховик, подберёзовик и подосиновик и другие. Споры у этих грибов находятся в трубочках. Когда споры созревают, их разносит ветер. И там, где спора попадает в землю, появляется гриб. Положите образцы на разнос. Вытрите руки салфеткой.

 

5 Этап первичной проверки понимания изученного

Подведём итог нашего исследования. (Слайд 35)

 

– На какие виды делятся грибы? (шляпочные, плесневые и дрожжи)

– Какие бывают шляпочные грибы? (Шляпочные грибы бывают: пластинчатые и трубчатые.)

 

Физминутка для глаз (Слайд 36, 37).

Ой, ребята, посмотрите, наш грибок расплакался. Я, кажется, знаю почему. У него устали глазки. И наши глазки устали тоже, я предлагаю им отдохнуть. Я буду называть гриб, а вы находить его глазками.

 

6 Этап закрепления новых знаний и способов действия (Слайд 38).

– Чтобы дальше получить знания, уважаемые знатоки, вам придётся потрудиться. Ребята третьих классов приготовили для вас задания, выполнив которое вы узнаете всё, что обязаны знать про грибы, и сможете с честью быть записаны в клуб знатоков.

Работать вы будете в группах. Правила работы в группах вы прекрасно знаете. Как только группа выполнит задание и определится, кто будет защищать его, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, чтобы я видела, что вы готовы.

(Группам раздаются задания.)

 

Группа № 1. Ваша задача собрать и приклеить на листок части гриба в единое целое и подписать его части. В этом вам поможет учебник на странице 71.

 

Группа № 2. Ваша задача прочитать статью учебника на странице 73–74. Рассмотреть таблицу и расположить грибы, разделяя их на съедобные и ядовитые

 

Группа № 3. Ваша задача прочитать предложенную статью, расположить и «приклеить» грибы согласно их месту произрастания.

Деревья и грибы

У каждого дерева есть свой помощник его зелёной жизни. Гриб без дерева и дерево без гриба нежильцы.

Чаще всего под березой можно найти подберезовик, а также красивый, но несъедобный мухомор.
Под красавицей елью растут: рыжики, лисички и разноцветные сыроежки.
А вот под развесистыми дубами можно обнаружить белый гриб.
Под соснами обычно прячутся: маслята, моховички.
Под осинкой: подосиновик, сыроежка.

 

Группа № 4. Ваша задача рассмотреть рисунки и подобрать к ним предложения, подходящие по смыслу. Приклеить их рядом с рисунком.

Приступили к работе.

 

Памятка грибника

1.

Не собирай грибы возле автомобильных дорог.

2.

Не срывай ядовитые грибы.

3.

Собирай только молодые, нечервивые съедобные грибы.

4.

Не уничтожай ядовитые грибы.

5.

Не вырывай грибы с комом земли, береги грибницу.

6.

После сбора грибов мой руки.

 

Защита полученных знаний группы № 1 (Самооценка).

Защита полученных знаний группы № 2 (Взаимооценка).

 

Подвижная физкультминутка «Грибочки» (Слайд 39).

 

Защита полученных знаний группы № 3(Самооценка).

Защита полученных знаний группы № 4(Оценка учителем).

 

7 Этап подведения итогов

Я думаю, в клуб знатоков грибов вас обязательно запишут. Посмотрите, на все вопросы клуба мы ответили? Тогда скажите, когда и где вы можете применить свои знания?

 

8 Этап информирования о домашнем задании

Домашнее задание – перечитать статью на странице 71–75 и ответить на вопросы, дополнительно по желанию – подобрать стихи, загадки, пословицы о грибах.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий