Ольга ФРОЛОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Практика работы в пункте коррекционно-педагогической помощи показала, что автоматизация сонорных звуков у учащихся – процесс трудоемкий и зачастую длительный. Однообразность и монотонность работы, стандартные методы автоматизации поставленного звука снижают интерес ребенка к занятиям и уменьшают их эффективность. Зарифмованный же материал способствует более быстрому процессу автоматизации звука в речи детей, а материал, предъявленный на экране компьютера, привлекает детей в большей степени. Поэтому возникла необходимость в создании электронного пособия «Рифмы повторяем и речь развиваем» (несмотря на разработанное мною ранее печатное пособие под аналогичным названием).
Пособие создано с целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по закреплению правильного звукопроизношения и для повышения интереса к коррекционным занятиям у первоклассников с нарушениями речи на этапе автоматизации сонорных звуков. Создано оно в среде программирования Scratch (https://scratch.mit.edu/projects/263192898/). Героями игрового пособия являются Медвежонок и Ежик из мультипликационной страны Тилимилитрямдии (https://scratch.mit.edu/projects/263192898/fullscreen/).
Главная страница пособия
Меню электронного пособия состоит из одного информационного блока, содержащего информацию об авторе и шести дидактических блоков.
Меню электронного пособия
Первые четыре блока направлены на автоматизацию звуков [р], [р’], [л], [л’] в словах. Каждый блок состоит из трех разделов, где звук находится:
– в прямом слоге;
– в обратном слоге;
– в слоге со стечением согласных.
Разделы первых четырех блоков
Зайдя в первый из четырех блоков, например, в раздел «Звук в прямом слоге», у нас имеется возможность сначала прослушать зарифмованные слова, произносимые Медвежонком; затем озвучить их самостоятельно сразу в медленном темпе; а затем – в более быстром (следя за передвигающимся по иллюстрациям медвежонком). Дети имеют возможность отработать произношение следующих слов:
рука, ручка дыра,
роза, рыжики, гора,
ранец, рыть, топоры,
рыба, парус, комары.
Тренировочные упражнения из раздела «Звук в прямом слоге»
Далее Медвежонок озвучит загадки, которые необходимо разгадать, указав мышкой на соответствующую картинку, а затем четко и правильно проговорить слова-отгадки, содержащие отрабатываемый звук.
Таким образом, слово повторяется учащимися несколько раз, что и необходимо до полноценного закрепления его в речи ребенка.
В левом нижнем углу экрана есть кнопка, позволяющая, при необходимости, вернуться в основное меню.
По такому алгоритму проводится работа по автоматизации звуков в словах в следующих трех блоках.
Таким образом, каждый из первых четырех блоков представлен в виде зарифмованного речевого и иллюстративного материала – это иллюстрации с надписями на каждую позицию звука. Речевой материал, используемый в пособии, максимально насыщен изучаемым звуком и не содержит аппозиционных звуков, а зарифмованные слова вызывают интерес у учащихся и запоминаются легче, хоть слова и не связаны между собой по смыслу.
Следующий блок – «Скороговорки» – содержит четыре раздела, где скороговорки имеют:
– слова со звуком [р],
– слова со звуком [р’],
– слова со звуком [л],
– слова со звуком [л’].
Блок «Скороговорки»
В каждом разделе по три скороговорки со словами на разные позиции звука в слогах (в открытом, закрытом слоге и слоге со стечением согласных).
Тренировочное упражнение из раздела «Слова со звуком [р]»
Учащимся предлагается повторить скороговорки четко и внятно медленно, а затем быстро. В данном блоке есть дополнительная кнопка для остановки задания и выбора другого раздела, а также кнопка возврата в основное меню.
Последний блок пособия – «Загадки». В блоке Ежик озвучивает текст загадки, а учащиеся произносят слово-отгадку и при помощи мышки выбирают нужную картинку.
Тренировочное упражнение из блока «Загадки»
Ответ подтверждается героем игры или опровергается при нажатии на картинку-ответ мышкой. При правильном ответе – Ежик появляется с цветами. При необходимости, дети заучивают текст загадки.
Контроль правильности выполнения задания
Работа с пособием показала свою эффективность и высокую результативность. Систематическая работа с электронным пособием помогает автоматизировать произношение сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’] у первоклассников в словах, предложениях и связной стихотворной речи (скороговорки и загадки). Выполняя задания, учащиеся расширяют словарный запас (словами, обозначающими предметы, действия, признаки). А также эти увлекательные задания способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, помогают поддерживать интерес учащихся на коррекционных занятиях. Коррекционные занятия с использованием этого пособия интересны, насыщенны, вызывают положительные эмоции у детей.
Задания не слишком объемные по времени выполнения, не превышают требования санитарных норм и правил, тем самым, не допускают переутомления ребенка.
Пособие может использоваться в работе как учителями-дефектологами, так и воспитателями, родителями для закрепления правильного произношения сонорных звуков у детей. Дети могут использовать пособие для самостоятельной работы и проведения досуга.