Использование игровых модулей в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на коррекционных занятиях  

- 13:08Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Игровые модули доказали свою эффективность в коррекционной работе с дошкольниками. Автор предлагает варианты игровых модулей, которые использует в своей дефектологической практике.

 

Ольга БОНДАРЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «УПК Крутиловичский детский сад – средняя школа»
Дятловского района,
Гродненская область

 

 

 

Развитие речи и культуры общения – одна из ключевых задач дошкольного образования. Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мыслительных процессов и рассматривается как способ познания окружающей действительности, выполняет функции общения и эмоционального самовыражения.

Развитие речи играет важную роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития, что приобретает особую значимость в работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Наиболее активно активизация речевой деятельности у детей с нарушением психического развития происходит в игровых ситуациях.

Освоение детьми игрового опыта происходит, как правило, двумя путями: под руководством педагогов и в ходе самостоятельной деятельности. Эта деятельность осуществляется в специально созданных условиях.

Современная пространственно-развивающая среда для развития детей требует нового, полифункционального интерактивного оборудования и материала. Попытка решить эту проблему привела нас к созданию сенсорной комнаты, наполненной игровыми модулями.

Игровые модули являются составной частью педагогических игр и помогают повысить мотивацию к занятиям, увеличить результативность коррекционной работы. Все модули являются автодидактическим материалом, позволяющим формировать познавательные функции, обогащать различные представления детей и активизировать речевую деятельность. Предлагаем варианты игровых модулей и небольшое описание их.

 

Игровой модуль «Гусеница» представляет собой настенное оборудование, состоящее из кругов. На каждом круге «Гусеницы» есть картинки на определенные звуки. Ребенку необходимо не только произнести, но и соединить резиночкой картинку и изображение буквы. Модуль направлен на автоматизацию звуков, развитие мелкой моторики, координации движений.

 

Игровой модуль «Вращающиеся круги» представляет собой настенное оборудование в виде трех кругов, два из которых вращаются. Ребенок, вращая круги, должен соединить картинки, которые размещены на всех кругах. Например, найти животное затем его детеныша и место их обитания. Задания могут варьироваться. Модуль развивает связную речь, грамматический строй речи, обогащает словарь детей. Также развивает координацию движений, ориентировку в пространстве.

 

Игровой модуль «Мобильная ширма» представляет собой ширму со сменными полотнами. На каждом полотне – отдельные задания. Полотна меняются в зависимости от лексической темы или коррекционных задач. Модуль развивает слоговую структуру речи, звукопроизношение, связную речь, обогащает словарь детей.

 

Игровой модуль «Коврик топ-топ» представляет собой прямоугольный коврик и шесть поролоновых фигур в виде таблеток, обтянутых легко моющейся тканью. Таблетки могут прикрепляться к коврику с помощью липучек. На каждой таблетке изображена геометрическая фигура. Коврик помогает изучать одновременно цвет, геометрические фигуры, ориентировку в пространстве, координацию движений.

 

Уникальность игровых модулей состоит в том, что это универсальное средство, которое может использоваться не только на коррекционных занятиях, но и в других видах деятельности детей, решать различные образовательные задачи.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий