Светлана ЛЕВКОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 41 г. Мозыря»,
Гомельская область
Одним из элементов воспитания патриотизма у дошкольников нашего детского сада стало знакомство с хлебом – его выращиванием и приготовлением, пользой и ценностью для людей. В качестве основной технологии в этой работе была выбрана визуализация, в частности, кроссенс.
Так я разработала кроссенс «Хозяин на каждом столе», который использовала в нерегламентированной деятельности детей.
На начальном этапе работы с этой технологией мы с ребятами составляли кроссенс из 2–3 ячеек (зерно, колосья, мука), проговаривая при этом варианты взаимосвязи предметов. Затем количество карточек увеличивали и переходили к решению кроссенса из 9 ячеек (зерно, колосья, комбайн, мельница, мука, хлеб, машина для развоза хлеба, магазин). Задачей воспитанников было отгадать картинку в центральном квадрате, найти связь между изображениями, определить их последовательность. Разгадав кроссенс, ребёнок мог проверить себя самостоятельно, убрав знак вопроса.
Начиная работу с технологией кроссенс, я сначала показывала воспитанникам готовый кроссенс и объясняла последовательность его решения. Далее предлагала внимательно рассмотреть картинки – таблички – и расположить их по порядку, составив цепочку «путь хлеба к нам на стол». Наглядно формировала представления воспитанников о процессе изготовления хлеба, хлебобулочных изделий, о труде тракториста, хлебороба, пекаря. Для этого использовала следующие картинки (вода, мука, соль, сахар, растительное масло, тестомесильная машина, пекарь, печь). Ребята с большим интересом выкладывали картинки. Переходя по очереди от картинки к картинке, дети находили связь между ними. Иногда эта связь была очевидна, а иногда поиск занимал определённое время. Но в конечном итоге становилось ясно, что в квадрате под номером девять должна быть картинка с изображением хлеба.
Работа с кроссенсом вызывала у воспитанников большой интерес, развивала логическое мышление, зрительное восприятие, смекалку, стимулировала мыслительную и познавательную деятельность воспитанников, придавала уверенности в своих силах, способностях.
Технология кроссенс позволила мне увлекательно, наглядно рассказать ребятам о самом важном продукте на каждом столе, о процессе его выращивания и приготовления, познакомить с профессиями людей, которые помогают хлебу попасть на стол, тем самым воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов, пекарей.
Ребята легко раскладывают готовый кроссенс, у них сформированы представления о том, что хлеб – важнейший продукт питания, получение которого требует огромного труда. У детей сформированы представления не только о вкусе хлеба, но и о его моральной нравственной ценности.