Галина ВОРОНОВИЧ,
учитель биологии
ГУО «Березовская средняя школа № 3»
Лидского района,
Гродненская область
Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук: биологии, географии, химии, физики. Основная цель работы в этом направлении – мотивировать ребенка к углублению своих познаний о законах живой природы, создать условия для понимания учеником сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирования умений грамотно, гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Что же мы знаем об экологии? Говоря научным языком, «экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой». Давайте задумаемся над этой формулировкой. Мы, люди, – «животные организмы», окружающий нас мир – «образуемые сообщества растительных и животных организмов». И от того, насколько хорошо мы научимся разбираться в «отношениях растительных и животных организмов между собой и окружающей средой», зависит наше будущее и будущее нашей планеты. Чернобыльская трагедия и другие катастрофы и аварии последних десятилетий показали, что сегодня человек может стать виновником неисчислимых бед на планете как из-за своей безответственности, так и по причине некомпетентности. Именно поэтому вопрос об уровне экологических знаний сегодня очень актуален. И начинаться экологическое образование должно, по моему мнению, конечно, в школе.
В курсе учебного предмета «Биология» уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. И это не случайно: учитель должен разъяснить учащимся, что соблюдение этих правил – одна из важнейших мер охраны природы. Но вся эта работа лишь тогда окажет влияние на чувства и личностное развитие учащихся, когда у них будет свой собственный опыт общения с природой.
Изучить природу родного края помогает наблюдение. Для наблюдений важно выбрать такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений – это помогает формированию и развитию у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков.
С целью ознакомления с окружающим миром и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей проводим экскурсии по биологии. Например, в 6-м классе запланировано изучение жизненных форм растений, разнообразия животных и экосистем: в теме «Сообщества живых организмов» – фитоценоз рассматриваем на примере соснового леса, окружающего нашу школу. В 7-м классе предусмотрено проведение экскурсий «Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений», «Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений». На экскурсиях учащиеся знакомятся с видовым многообразием растений, произрастающих в окрестностях школы, с явлениями в растительном мире, учатся устанавливать связи растений с окружающей средой, собирают гербарий, который затем используем на уроках. В 8-м классе идем на экскурсию «Видовое разнообразие живых организмов леса», в ходе которой исследуем насекомых и птиц в окрестностях школы. Учащиеся 11-го класса во время практической работы «Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам» используют собранный во время экскурсий материал.
Психологи утверждают, что интерес познания возникает там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом, то есть находится в зоне ближайшего развития. Не вызывает интереса как хорошо знакомое (и возможно, даже надоевшее), так и совершенно неизвестное, и потому чаще всего непонятное. Поэтому уроки биологии должны быть информативно полными с учетом взаимосвязи, преемственности учебного материала и интересными. На учебных занятиях уместно применять адаптивные технологии личностно-ориентированного, проблемного, модульного обучения. Элементы этих методик можно использовать при разработке уроков по отдельным темам, разделам по биологии, применяя сочетание разных форм учебной деятельности: наблюдение, семинар, игра, самостоятельная работа исследовательского характера, защита творческого проекта и т. д.
При организации учебного процесса особое внимание нужно уделять играм, так как дидактическую игру можно применить практически на каждом этапе урока. Можно предложить домашнее задание игрового характера (кроссворд, викторина). Игра может стать основой проведения обобщающего урока («Класс Насекомые», 8-й класс). Кроме этого, игры можно использовать и во внеклассной работе при проведении недели экологии, недели биологии и т.д. В дидактических играх должно быть обязательное наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей. Обучение в игре должно сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Ученикам постарше можно предложить самим подобрать вопросы к викторинам, составить экологическое лото, придумать правила игры. Из игр с известными правилами мы результативно проводим «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником», «Что? Где? Когда?», «Звездный час». Традиционны конкурсы рисунков, плакатов, экологических календарей.
Использование информационных технологий на уроках позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности. Визуализация материала способствует активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, повышает динамичность учебного занятия. ИКТ можно использовать и для демонстрации труднопроводимых опытов, моделирования сложных биологических и экологических процессов, выделяя и подчеркивая их основные моменты. В теме «Экосистемы» предлагаю смоделировать последствия «выпадения» какого-либо звена из цепи питания или возможные варианты изменения биоценозов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Работа с подобными моделями способствует более глубокому пониманию и запоминанию изучаемого материала и развитию у школьников навыков исследовательской деятельности. Реальная исследовательская деятельность на уроках биологии может быть организована в процессе выполнения лабораторной работы по инструктивным карточкам; самостоятельной работы с дополнительной литературой; при написании и защите рефератов; при проведении ролевых игр, имеющих проблемный характер и исследовательскую направленность.
Думается, что основная цель работы учителя-биолога состоит в формировании экологического сознания ученика, когда он начинает понимать самоценность природы, воспринимать себя как часть природного сообщества, считать высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества. Мы должны осознавать как важность обучения детей правилам поведения в природе, так и необходимость передачи подрастающему поколению накопленных значимых знаний о природе, так как правильное экологическое воспитание учеников сегодня позволит завтра предотвратить многие экологические проблемы человечества.