Формирование информационных компетенций учащихся на уроках английского языка через проектную деятельность  

- 9:42Иностранный язык. Идеи, Методичка

Татьяна КРИВЕНЯ,
учитель английского языка
ГУО «Березовская средняя школа № 3»
Лидского района,
Гродненская область

 

 

 

 

Современность определяет свои приоритеты и ставит перед образованием свои требования. От учащегося сегодня требуется не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретёнными знаниями; важен не объём информации, а умение получать её и моделировать. Поэтому любой учитель-предметник понимает значимость работы по формированию информационных компетенций учащихся, которая будет направлена на развитие навыков осознанной деятельности учеников по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Такая работа предусматривает формирование у учеников следующих умений:

– найти нужный источник информации;
– отобрать необходимую информацию;
– преобразовывать информацию.

Обучение любому языку предоставляет достаточно возможностей для формирования информационных компетенций учащихся, поскольку, используя язык как средство, мы получаем и изучаем информацию об окружающем мире во всех его проявлениях. На уроках английского языка учащиеся используют разнообразную информацию, высказывают свое к ней отношение, преобразуют ее, участвуя в беседах, в ситуациях выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования.

Формирование информационных компетенций происходит также за счёт изучения учащимися особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Становится очевидным, что перед учителем иностранного языка сегодня стоит значимая задача – научить школьника успешно ориентироваться в информационных потоках.

В моей педагогической практике неотъемлемой составляющей работы по формированию информационных компетенций, учащихся является осуществление проектной деятельности, так как применение этого метода позволяет давать возможность ученикам получать и прорабатывать максимальный объем информации в процессе обучения. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам интернета. Таким образом, включение проектной деятельности в образовательный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

При выборе тем проектов мы с ребятами ориентируемся на те, которые близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом. Составление проектов является любимым заданием у учащихся 5-го класса. При отборе и подготовке материала они учатся правильно пользоваться учебником, искать и перерабатывать информацию, полученную на уроках, находить дополнительную информацию в других источниках. На уроках мы работаем в тетрадях на печатной основе, в которых можно найти много интересных заданий. Например, при завершении работы над темой «Здоровый образ жизни», учащимся было предложено составить рекомендации, как оставаться здоровым, и оформить их в виде буклета. Ребята самостоятельно отбирали информацию, проявили творческий подход при ее оформлении и представили материалы в сопровождении рисунков, продумав даже расположение текста и иллюстрации.

Тема проекта для восьмиклассников была связана с их жизненным опытом: было предложено составить рецепт любимого блюда на английском языке. Подготовкой к созданию проекта послужила работа, которая велась на протяжении нескольких уроков: изучение и повторение лексики по теме «Еда», чтение текстов, составление рассказов о гастрономических предпочтениях белорусов и британцев. В конце изучения раздела ребята получили задание составить рецепт любимого блюда. Для поиска информации ученики использовали интернет, книги рецептов, кто-то спрашивал о способе приготовления любимого блюда у родителей. Для составления пошагового рецепта ребята должны были поработать со словарем, найти перевод необходимых слов, которые не изучались на уроке; вспомнить слова и выражения из изученного раздела, перелистав страницы учебника. В ходе работы многие задавали вопросы учителю, одноклассникам. Так восьмиклассники учились собирать, отбирать, обрабатывать и преобразовывать информацию.

При изучении иностранного языка развитие информационных компетенций учащихся происходит как в урочной, так и во внеклассной деятельности. В рамках недели английского языка проходили разнообразные творческие внеклассные мероприятия, один из них – конкурс буклетов на английском языке среди учащихся 10-х классов. Тематика буклетов – интересная информация о стране изучаемого языка. Учащиеся самостоятельно выбирали конкретную тему, находили материал, который был им интересен. Для создания буклета нужно было изучить много информации, выбрать самую важную, актуальную, интересную, разместить в буклете с сопровождением фотографий или иллюстраций. Старшеклассники в работе использовали информационные технологии.

Учащиеся 11-х классов участвовали в конкурсе презентаций «Известные британцы». Для создания лаконичной, но при этом информативной презентации ребятам необходимо было из большого объема фотоматериалов и текстовой информации выбрать только самую актуальную, преобразовать ее и разместить на слайдах в хронологическом порядке. В дальнейшем эти презентации используем на уроках английского языка при изучении темы «Выдающиеся личности».

Активное использование метода составления проектов в практике работы позволяет мне не только целенаправленно работать над формированием информационных компетенций учащихся. Проектная деятельность является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности. Технология способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию вариативности мышления, направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. Применение презентации как формы создания проекта позволяет более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, создать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся и дает возможность эффективнее использовать время учебного занятия.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий