Развитие звуковысотного слуха у дошкольников с помощью дидактических игр

- 17:58Дошкольное образование. Материалы к занятиям, Методичка

Юлия ЯНКОВСКАЯ,
музыкальный руководитель
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка», 
Гродненская область

 

 

Музыкально-дидактические игры помогают развивать у дошколят музыкальные способности. С их помощью дети в простой и доступной форме понимают, что все звуки разные по высоте. Появляется и чувство ритма, и развивается тембро-динамический слух. Каждая дидактическая игра направлена на формирование звуковысотного слуха у ребят разных возрастов.

 

Дидактическая игра для первой младшей группы (2–3 года)
«Высокие, средние и низкие звуки»

Формирует: начальные представления об образах музыкальных произведений, используя исполнение импровизаций с помощью звукоподражания.

Воспитывает: сопереживание и сочувствие.

Развивает: ритм, тембровый и звуковысотный слух.

Ход игры:

В начале игры детей нужно познакомить с картинками, спросить или рассказать, кто нарисован. Проиграть в нужном регистре каждого персонажа и попросить воспитанников воспроизвести с помощью звукоподражания их голоса. Предложить расположить с помощью липучек их на нужной высоте.

 

Дидактическая игра для второй младшей группы (3–4 года)
«Гости к нам пришли»

Формирует: образы песенных импровизаций (интонации различного настроения, звукоподражание, динамика образов).

Развивает: ритм, тембровый и звуковысотный слух.

Воспитывает: творческий потенциал.

 

Ход игры:

Ребята знакомятся с «гостями». Преподаватель уточняет, кто к ним пришел, как разговаривает, предлагает с помощью звукоподражания воспроизвести их звуки (речь). На специальном нотном стане вместе располагают животных по звучанию их голосов: от самого низкого к самому высокому. Далее, разучивают попевку-распевание.

 

Дидактическая игра для средней группы (4–5 лет)
«Семья»

Формирует: возможность различать яркие средства музыкальной выразительности (высоко, низко). Учит использованию особенностей музыкальных образов мимикой, движениями, пантомимикой одновременно с восприятием музыки.

Развивает: чистоту певческой интонации, хорошую дикцию.

Воспитывает: желание участвовать в музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности.

Ход игры:

Попросить воспитанников назвать всех членов семьи и расположить их с помощью липучек по высоте звучания их голосов. Разучить попевку-распевание, стараясь тембрально точно передать звучание голоса каждого из них.

 

 

Дидактическая игра для старшей группы (5–6 лет)
«Струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра»

Формирует: понимание музыкальной терминологии (мелодия, регистр, темп); умение различать средства музыкальной выразительности (мелодия, регистр, звуковысотность, динамика, темп, лад); умение сравнивать и различать струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

Воспитывает: желание изучать и разбираться  в музыкальных жанрах.

Ход игры:

Познакомить воспитанников со струнно-смычковыми инструментами симфонического оркестра. Рассказать о схожих и отличных особенностях. Включить отрывки аудиозаписи каждого инструмента. Попросить расположить инструменты с помощью липучек по высоте их звучания.

 

Не секрет, что лучше всего дети запоминают новое во время игр. С их помощью не только появляются специальные музыкальные знания и умения, но и развиваются когнитивные способности ребенка. И что самое важное, в игровой форме дети знакомятся с музыкой и искусством.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий