Анализ учебной деятельности школьников показывает, что они испытывают определенные трудности в логичной передаче своих мыслей в ситуации иноязычного общения. Главная задача в обучении иностранному языку, я считаю, научить ребенка пользоваться речевым материалом для свободного выражения своих мыслей.
Юлия ГУСТИНОВИЧ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 3 г. Лунинца»,
Брестская область
У школьников, как показывают исследования психологов, на первом месте стоит мышление через визуализацию и фактическую деятельность. С развитием технологического прогресса, меняется и подход к изучению всего нового.
Учащимся средних классов труднее акцентировать внимание на текстовой информации большого объема, сложнее запоминать и воспринимать. Следовательно, необходимо учитывать восприятие материалов урока и применение методов визуального обучения для более детального изучения предмета.
Также необходимо учесть тот факт, что до 90 % информации человек получает зрительно, то есть визуальное восприятие можно считать основным.
Именно создание и использование ментальных карт и кластеров помогает учащимся обобщить изученный или новый учебный материал, что способствует развитию речемыслительных навыков.
Ментальная карта – диаграмма связей, способов изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Автором ментальных карт (карт ума) является британский психолог Тони Бьюзен, автор методики запоминания и организации мышления. Центральное положение в схеме занимает ключевое слово (понятие, объект), от которого отходят векторы. Каждое направление соответствует отдельной характеристике. На каждом из них дается сжатая информация. В конструировании ментальной карты нужно идти от общих положений к частным.
На уроках я использую ментальные карты в 8-м классе при изучении различных тем.
Ментальные карты используются для:
- запоминания;
- упорядочивания и систематизации информации;
- пересказа;
- краткого изложения тем;
- обучения новой лексике.
В основе создания ментальных карт находится использование зрительных средств: рисуются ветви, вдоль которых написаны термины, основные понятия. Эти ветви помогают учащимся упорядочить свои идеи и мысли по степени их важности, а также связать их между собой.
Разработка ментальных карт – процесс работы учащихся. Я как учитель выступаю на уроках с использованием ментальных карт в качестве помощника. Я не даю готовую схему, так как считаю, что учащиеся должны сами ее разработать. Ментальные карты – это инструмент, позволяющий учащимся эффективно обрабатывать и структурировать информацию; мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал. Ментальные карты используются мной при формировании навыков монологической и диалогической речи, когда учащиеся планируют свое речевое поведение, общаются и сотрудничают в парах и группах, осуществляют самоконтроль и оценку других участников группы.
Для обучения монологической речи с использованием образца устного монологического сообщения предлагаю учащимся следующее упражнение:
- Прочитайте текст, выберите ключевые слова либо фразы, передающие основное содержание;
- Просмотрите карту памяти, содержащую фразы, оформляющие монологическую речь (вводные слова, средства межфразовой связи) и подберите подходящие к каждой ветви карты памяти по теме;
- Разверните ветвь, найдите подходящий речевой материал в тексте;
- Расскажите об истории денег, правилах поведения на британских дорогах, еде и т.д., используя карту памяти;
- Используя карту памяти, расскажите только о том, что подтверждает данную мысль;
- Составьте карту памяти на основе информации из нескольких текстов, подберите ключевые слова, слова-связки.
Используя этот метод на уроках, школьники систематизируют, структурируют материал, учатся работать самостоятельно, в парах и группах. В конце каждой четверти мы обращаемся к уже готовым ментальным картам, актуализируя полученные знания. Ребята вспоминают информацию по каждой теме, проверяют себя, строят свои монологические высказывания по темам.
В 3-м классе начинается изучение английского языка. На этой ступени важно заинтересовать детей. Свою эффективность в этом вопросе неоднократно доказали приемы визуализации. Например, они незаменимы для разбора тем «Животные», «Счет 1–10», «Еда», «Личные и притяжательные местоимения», «Глагол to be», а также при изучении алфавита и правил составления простого предложения.
Очень важным считаю использование приемов визуализации в 4-м классе. Так, при изучении темы «Комнаты в доме» и «Мебель в доме» эффективно была применена разработка с планом дома и мебелью. Применяю пазлы для совершенствования лексических навыков говорения по теме «Что едят животные». Наглядность будет интересна и при изучении темы «Распорядок дня».
Все эти методы и приемы позволяют систематически отрабатывать теоретический и практический материал. Их с успехом можно применять при изучении новой темы, проверке домашнего задания и на этапе закрепления изученного. Они эффективны как в небольших группах, так и в группах с большой численностью.