Техники визуализации для эффективного изучения английского языка

- 14:03Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

Анализ учебной деятельности школьников показывает, что они испытывают определенные трудности в логичной передаче своих мыслей в ситуации иноязычного общения. Главная задача в обучении иностранному языку, я считаю, научить ребенка пользоваться речевым материалом для свободного выражения своих мыслей.

Юлия ГУСТИНОВИЧ, 
учитель английского языка 
ГУО «Средняя школа № 3 г. Лунинца»,
Брестская область

 

У школьников, как показывают исследования психологов, на первом месте стоит мышление через визуализацию и фактическую деятельность. С развитием технологического прогресса, меняется и подход к изучению всего нового.

Учащимся средних классов труднее акцентировать внимание на текстовой информации большого объема, сложнее запоминать и воспринимать. Следовательно, необходимо учитывать восприятие материалов урока и применение методов визуального обучения для более детального изучения предмета.

Также необходимо учесть тот факт, что до 90 % информации человек получает зрительно, то есть визуальное восприятие можно считать основным.

Именно создание и использование ментальных карт и кластеров помогает учащимся обобщить изученный или новый учебный материал, что способствует развитию речемыслительных навыков.

Ментальная карта – диаграмма связей, способов изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Автором ментальных карт (карт ума) является британский психолог Тони Бьюзен, автор методики запоминания и организации мышления. Центральное положение в схеме занимает ключевое слово (понятие, объект), от которого отходят векторы. Каждое направление соответствует отдельной характеристике. На каждом из них дается сжатая информация. В конструировании ментальной карты нужно идти от общих положений к частным.

На уроках я использую ментальные карты в 8-м классе при изучении различных тем.

Ментальные карты используются для:

  • запоминания;
  • упорядочивания и систематизации информации;
  • пересказа;
  • краткого изложения тем;
  • обучения новой лексике.

В основе создания ментальных карт находится использование зрительных средств: рисуются ветви, вдоль которых написаны термины, основные понятия. Эти ветви помогают учащимся упорядочить свои идеи и мысли по степени их важности, а также связать их между собой.

Разработка ментальных карт – процесс работы учащихся. Я как учитель выступаю на уроках с использованием ментальных карт в качестве помощника. Я не даю готовую схему, так как считаю, что учащиеся должны сами ее разработать. Ментальные карты – это инструмент, позволяющий учащимся эффективно обрабатывать и структурировать информацию; мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал. Ментальные карты используются мной при формировании навыков монологической и диалогической речи, когда учащиеся планируют свое речевое поведение, общаются и сотрудничают в парах и группах, осуществляют самоконтроль и оценку других участников группы.

Для обучения монологической речи с использованием образца устного монологического сообщения предлагаю учащимся следующее упражнение:

  1. Прочитайте текст, выберите ключевые слова либо фразы, передающие основное содержание;
  2. Просмотрите карту памяти, содержащую фразы, оформляющие монологическую речь (вводные слова, средства межфразовой связи) и подберите подходящие к каждой ветви карты памяти по теме;
  3. Разверните ветвь, найдите подходящий речевой материал в тексте;
  4. Расскажите об истории денег, правилах поведения на британских дорогах, еде и т.д., используя карту памяти;
  5. Используя карту памяти, расскажите только о том, что подтверждает данную мысль;
  6. Составьте карту памяти на основе информации из нескольких текстов, подберите ключевые слова, слова-связки.

Используя этот метод на уроках, школьники систематизируют, структурируют материал, учатся работать самостоятельно, в парах и группах. В конце каждой четверти мы обращаемся к уже готовым ментальным картам, актуализируя полученные знания. Ребята вспоминают информацию по каждой теме, проверяют себя, строят свои монологические высказывания по темам.

В 3-м классе начинается изучение английского языка. На этой ступени важно заинтересовать детей. Свою эффективность в этом вопросе неоднократно доказали приемы визуализации. Например, они незаменимы для разбора тем «Животные», «Счет 1–10», «Еда», «Личные и притяжательные местоимения», «Глагол to be», а также при изучении алфавита и правил составления простого предложения.

Очень важным считаю использование приемов визуализации в 4-м классе. Так, при изучении темы «Комнаты в доме» и «Мебель в доме» эффективно была применена разработка с планом дома и мебелью. Применяю пазлы для совершенствования лексических навыков говорения по теме «Что едят животные». Наглядность будет интересна и при изучении темы «Распорядок дня».

Все эти методы и приемы позволяют систематически отрабатывать теоретический и практический материал. Их с успехом можно применять при изучении новой темы, проверке домашнего задания и на этапе закрепления изученного. Они эффективны как в небольших группах, так и в группах с большой численностью.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий