Лилия ЧЕРНЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Специальный ясли-сад № 12
для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Мозыря»,
Гомельская область
Программные задачи:
– упражнять в количественном и порядком счёте до 10; закреплять умение различать и называть цифры; умение соотносить цифру с количеством предметов; умение выкладывать цифровой ряд от 1 до 10; умение находить пропущенное число, называть числа-соседи; упражнять в умении узнавать, различать и называть геометрические фигуры; закреплять умение строить сериационный ряд из 5 элементов, определяя отношения по величине между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке; закреплять представления детей о порах года, днях недели, частях суток; умение ориентироваться на листе бумаги;
– развивать познавательные интересы, любознательность; сенсорные, логические и математические способы познания; зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать сдержанность, усидчивость, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Материал и оборудование: конверт с письмом и изображением Красной Шапочки; ребус-подсказка, разделенный на 6 квадратов (с изображением различных предметов от 1 до 6), набор квадратов с цифрами от 1 до 6, на обороте с изображением части фотографии – места спрятанных угощений, набор цифр среднего размера от 1 до 8 на каждого ребёнка для игры «Молчанка»; карточки с изображением дорожек с подсолнухами (с пропущенными цифрами в серединках), наборы «серединок» с цифрами от 0 до 10 по количеству детей (для игры «Найди соседей»); фотографии зверей, разрезанные на 10 вертикальных полосок с цифрами внизу от 1 до 10, по количеству детей (для игры «Собери фотографию»); круги, с изображением формы пиццы, наборы продуктов-картинок (лук, перец, колбаса, сыр, грибы и др.), рецепты пицц с указанным количеством необходимых продуктов, по одному на каждого ребёнка (для игры «Приготовь пиццу по рецепту»); изображения зайцев с туловищами разной геометрической формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), наборы морковок геометрической формы, соответствующих формам туловищ зайцев, разных размеров для выкладывания сериационного ряда (по 5 на каждого ребенка); заготовка картины с фоном, набор картинок с изображениями разных предметов для изготовления картины; два мольберта; магнитофон, корзина с угощениями.
Предварительная работа: чтение детям сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Методы и приёмы: игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); практический (действия по выкладыванию карточек, цифр); словесные (вопросы, объяснения, беседа); наглядные (показ картинок, образцов).
Тип занятия – закрепляющий.
Ход занятия
I этап – вводный (организационный)
Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитанники вместе с воспитателем входят, становятся в круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся, подмигнем
и общаться мы начнём.
Сюрпризный момент «Письмо от Красной Шапочки» (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель. Сегодня к нам в группу пришло письмо. Kто его прислал, узнаете, отгадав загадку:
Тёмный лес, цветы, тропинка,
Девочка – в руках корзинка.
Пирожки в корзинке той,
Масло бабушке больной.
Серый волк уж тут как тут –
«Как, дитя, тебя зовут?»
Что, друзья меня узнали,
Как зовут скорей сказали…
Дети называют героиню сказки, которая прислала письмо. Из письма узнают, что у бабушки Красной Шапочки сегодня день рождения, она напекла пирожков и приглашает их в гости. Но есть одна проблема: волк спрятал все угощения в нашей группе.
Чтобы отыскать место, где спрятаны угощения, детям нужно разгадать ребус, который нарисовал волк. Для этого им нужно выполнить задания, подготовленные волком. За каждое выполненное задание дети будут получать подсказку c цифрой. В конце путешествия, соотнеся карточки с цифрами с количеством предметов, нарисованных в квадратах на ребусе, дети смогут увидеть фотографию места, где спрятаны угощения, которые приготовила для них бабушка Красной Шапочки.
II этап – основной. Выполнение заданий.
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» (фронтальная форма работы)
Цель: закрепление имеющихся у детей представлений о порах года, днях недели, частях суток.
Дети стоят в кругу. Воспитатель сообщает детям, что Красная Шапочка хочет проверить, смогут ли дети помочь ей отыскать спрятанные волком угощения. Для этого им нужно будет ответить на следующие вопросы.
– Какое сейчас время года?
– А после, какой поры года приходит весна?
– А после весны, наступит какая пора года?
– Сколько дней недели?
– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Как называются выходные дни?
– Спим мы ночью, а делаем зарядку…?
– Завтракаем мы утром, а ужинаем…?
– Солнце светит днем, а луна…?
Дети по очереди отвечают на поставленные вопросы.
Воспитатель отмечает, что дети хорошо справились с поставленными вопросами, поэтому могут приступать к выполнению заданий волка.
Дидактическая игра «Молчанка» (фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие слухового восприятия, закрепление представлений о графическом изображении цифр.
Дети становятся возле столов в одну линию.
Воспитатель сообщает детям, что волк хочет проверить, хорошо ли они знают цифры и предлагает поиграть в игру «Молчанка». Воспитатель читает вопросы, подготовленные волком, а дети отвечают на них не словами, а показом карточки с цифрой, из наборов цифр, лежащих на столе.
– Сколько глаз у светофора?
– Сколько ушей у человека?
– Сколько пальцев на одной руке?
– Сколько мам у каждого малыша?
– Сколько лап у собаки?
– Сколько дней недели?
Дети, молча, поднимают карточки с цифрами в ответ на поставленные вопросы.
За выполненное задание дети получают карточку-подсказку с цифрой 1 и крепят ее к ребусу, соотнеся цифру 1 с количеством предметов в квадрате на ребусе.
Дидактическая игра «Найди соседей» (групповая форма работы, индивидуальная)
Цель: развитие внимания, зрительное восприятие, закрепление умения находить пропущенное число, называть числа-соседи.
Дети садятся вокруг круглого стола.
Воспитатель раздает детям индивидуальные листы с изображением дорожек, и говорит, что волк предлагает им выбрать дорожку, по которой они отправятся в путь на поиски угощений.
Вдоль каждой дорожки растут подсолнухи, в серединках которых волк написал цифры от 0 до 10. Но некоторые цифры он стер. Детям нужно прикрепить серединку с пропущенной цифрой и назвать ее «соседей».
Дети самостоятельно выполняют задание, называя соседей пропущенных чисел.
После выполненного задания дети получают подсказку с цифрой 2.
Дидактическое упражнение «Собери фотографию» (групповая форма работы)
Цель: закрепление представлений о графическом изображении цифр, закреплении умения выкладывать числовой ряд от 1 до 10, развивая мышление, внимание.
Воспитатель сообщает детям, что бабушка пригласила не только нас на день рождения, но и своих друзей животных. Их фотографии лежат в конверте с письмом. Но волк разрезал эти фотографии на полоски и внизу каждой написал цифры от 1 до 10.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выложить полоски от 1 до 10, чтобы узнать, кого еще бабушка пригласила к себе на день рождения.
Дети выкладывают полоски с цифрами, называют, кто изображен на его фотографии, делают взаимопроверку.
За выполненное задание дети получают подсказку с цифрой 3.
Дидактическая игра «Приготовь пиццу по рецепту» (групповая форма работы, индивидуальная)
Цель: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов, умения считать до 10, развитие мыслительных операций, воспитание усидчивости.
Дети переходят к столу, на котором лежат формы для пиццы, рецепты приготовления, картинки-продукты.
Воспитатель предлагает приготовить для бабушки пиццу. Раздает формы для пиццы. Дети выбирают каждый себе рецепт приготовления пиццы, на котором изображено, сколько и каких продуктов для начинки нужно положить.
Самостоятельно выполняют задание: соотносят число с количеством продуктов, изображенным на карточке, отвечают на уточняющие вопросы воспитателя, делают взаимопроверку.
За правильно выполненное задание дети получают подсказку с цифрой 4.
Физкультминутка
Цель: обеспечение смены видов деятельности и оптимального двигательного режима, закрепление порядкового счета.
Воспитатель предлагает воспитанникам поиграть в игру «Живые цифры», для этого предлагает каждому выбрать карточку с цифрой.
Под музыку дети двигаются. После остановки музыки по команде «По порядку становись!», дети должны выстроиться в шеренгу по порядку, начиная с цифры 1, каждый называет, каким по счету стоит.
Звучит музыка. После остановки музыки дети самостоятельно находят свое место в шеренге, обращая внимание на «цифры», стоящие рядом и поднимая свою цифру вверх. По команде «По порядку рассчитайсь!», воспитанники начинают расчет, называя свой порядковый номер.
Игра проводится 2–3 раза.
Дидактическая игра «Подбери по форме и разложи по размеру» (групповая форма работы, индивидуальная)
Цель: закрепление умения различать и называть геометрические фигуры, умение строить сериационный ряд из 5 элементов, определяя отношение по величине между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.
Дети садятся за общий стол, где в произвольном порядке лежат морковки разной геометрической формы и размера, изображения зайцев с туловищами круглой, квадратный, овальной, треугольной, прямоугольной, трапециевидной формы.
Воспитатель говорит, что Красная Шапочка пригласила ещё и зайчат. Показывает их изображение, обращая внимание, что у зайчат туловища разной геометрической формы. Сообщает, что каждый из этих зайчат заготовил бабушке в подарок по 5 морковок.
Детям нужно выбрать своему зайцу морковки такой же формы, как его туловище, назвать форму туловища и морковок. Затем выложить морковки по размеру от самой большой до самой маленькой, и от самой маленькой до самой большой.
Дети выбирают себе зайца и самостоятельно находят среди других морковок соответствующие форме туловища выбранного зайца, называют их форму, выкладывают их по величине в возрастающем и убывающем порядке, отвечают на уточняющие вопросы воспитателя, делают взаимопроверку.
После выполненного задания дети получают подсказку с цифрой 5.
Дидактическая игра «Изготовь картину» (групповая форма работы, индивидуальная)
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги, умения определять положение изображений, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина, справа от середины, слева от середины; развитие зрительного и слухового внимания; воспитание желания прийти на помощь.
Дети садятся на стулья вокруг мольберта. На мольберте размещена в рамке заготовка – фон для картины. На подносе – картинки с изображением дома, цветов, солнца, облака, бабочки, березы, елки, грибов.
Воспитатель говорит, что теперь помощь нужна Красной Шапочке. Она хочет подарить бабушке на день рождения картину. И просит нас помочь сделать ее.
Затем воспитатель дает указания по очереди каждому ребенку:
– в правый верхний угол прикрепите солнце,
– в левый нижний угол – елку,
– в левый верхний угол – тучку,
– в правый нижний – березу,
– между березой и елкой – гриб,
– в центре – дом,
– слева от дома – клумбу с цветами,
– справа от дома – бабочку.
Дети по одному подходят к мольберту и самостоятельно размещают картинку в соответствии с указанием воспитателя.
Воспитатель обращает внимание, какая красивая получилась картина.
За выполненное задание дети получают шестую подсказку.
III этап. Окончание занятия
Игровая ситуация «Разгадай ребус» (фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие логического мышления.
Получив последнюю 6-ю подсказку, дети вместе с воспитателем подходят к ребусу, размещают подсказки с цифрами в соответствии с количеством нарисованных предметов в квадратах, переворачивают их обратной стороной и видят фотографию места в группе, где волк спрятал угощения (пирожки) бабушки Красной Шапочки.
Достают их.
Рефлексия. Подведение итогов занятия
Цель: анализ результатов детей, осмысление своих действий.
Воспитатель предлагает детям стать в круг на ковре и подводит итог занятия.
Задает вопросы по содержанию занятия:
– Что детям сегодня понравилось, было ли им интересно, какое задание показалось им легким, а какое было трудно сделать.
Воспитанники отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов, высказываются по качеству выполненных заданий.