Мария ЯКИМОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО “Ясли-сад № 28 г. Гродно”
Одним из важнейших условий полноценного развития ребенка является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Мой опыт работы в учреждении дошкольного образования, наблюдения за речью воспитанников показали, что в последние годы у детей наблюдается рост речевых нарушений. Причины этого могут быть разными. Одна из них – несовершенная координация движений, слабое развитие мелкой моторики. Еще в середине ХХ века исследования ученых из разных стран показали, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М.Кольцова, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, рассматривает кисть руки как орган речи, такой же, как и артикуляционный аппарат.
Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста очень разнообразна. Она может быть организована в различных направлениях и в различных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование, рукоделие, самомассаж и т. д. Лучший результат, на мой взгляд, достигается во время игры, так как именно такая деятельность привлекательна и близка детям. Именно игра формирует заинтересованное отношение воспитанников к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон, позволяет каждому ребенку проявить себя, почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
В коррекционно-педагогической работе с детьми я широко использую пальчиковые куклы тантамарески – изображения животных, людей, сказочных героев и т. д. с отверстиями, вырезанными на месте ног для пальцев руки ребенка. Такие куклы можно приобрести готовыми, а можно создать из фетра, бумаги, картона, ткани и т. д. самостоятельно или вместе с детьми.
Использование тантамаресок на занятиях позволяет комплексно решать коррекционные задачи, сделать процесс обучения интересным и увлекательным. «Топотушки» можно использовать для развития и коррекции всех аспектов речи, в том числе для развития мелкой моторики, автоматизации и дифференциации звуков, формирования лексических и грамматических категорий, развития связной речи от простой фразы до развернутого изложения. Одним словом, не кукла, а настоящая палочка-выручалочка.
На этапе автоматизации заданных звуков от имени управляемой куклы дети поют логопедические песенки, выполняют игровые задания, подбирают слова с заданными звуками, определяют положение звука в слове, ходят по “логопедическим дорожкам”, наступая на картинки пальцами ног, в названии которых есть заданный звук. Затем, к уже освоенным игровым упражнениям, добавляются задания на автоматизацию звуков в стихах. Здесь, наряду с тантамаресками, используются тактильные дорожки. Дети знакомятся с ритмом стихотворения – они прохлопывают или простукивают его, затем «ходят» по тактильным дорожкам с куклой-топотушкой в заданном ритме указательным и средним пальцами ведущей руки. С каждым занятием задания усложняются. Дети учатся выполнять содружественные движения одноимёнными пальцами обеих рук, сначала без речевого сопровождения, а затем и с ним. На заключительном этапе одновременно используются различные типы движений пальцев (пальцы одной руки «шагают» вверх, другой – вниз). Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, улучшают координацию движений, способствуют развитию гибкости и ловкости пальцев рук и кистей, зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
Как правило, этап автоматизации звуков очень долгий и утомительный для детей, но благодаря тантамарескам даже самый пассивный ребенок с удовольствием включается в работу и проявляет интерес. Опыт использования пальчиковых тантамаресок показывает, что этот приём является мощным инструментом в работе учителя-дефектолога, положительно влияет на общее эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей.