Опыт организации научно-практической конференции в средней школе на примере организации научно-практической конференции «По местам акварелей Наполеона Орды»  

- 12:48II И III СТУПЕНИ, Исследовательская деятельность, Методичка

Александр АГЕЕВЕЦ,
учитель географии, учитель-методист», директор
ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста
имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева»

 

 

В 2021 году в республике были утверждены методические рекомендации по организации и проведению экскурсий для учащихся 10–11-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

В нашей школе уже был накоплен определённый опыт по организации экскурсий и краеведческих экспедиций, завершающим этапом которых является проведение краеведческих конференций с участием Брестской центральной городской библиотеки имени А.С.Пушкина и Брестского областного центра туризма и краеведения детей и молодёжи.

Школьные конференции – одна из форм обучения и внеклассной работы по учебным предметам. Они не являются чем-то новым в педагогической деятельности творческих учителей, но в условиях перехода к компетентностной модели обучения значение школьных конференций существенно возрастает. Мероприятия, посвящённые важнейшим событиям города, района, области и республики, становятся важным событием для учреждения образования.

Во время научно-практических конференций юные исследователи представляют работы и обмениваются мнениями по проблемным вопросам. Это первый шаг к учёбе в ссузах и вузах.

 

Научно-практическая конференция выполняет следующие функции:

1) это эффективная форма профессионального роста учителя, который организует экскурсионную поездку, направляет в необходимое русло дискуссию, помогает учащимся в подготовке докладов и презентации результатов;
2) формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, создаётся атмосфера сотворчества;
3) стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала учащихся;
4) после конференции появляются интересные идеи по организации и проведению новых научно-практических конференций;
5) позволяет детям предъявить результат своей деятельности публично;
6) развивает навыки публичного выступления;
7) позволяет ребятам воспитывать личностные качества: умение быть убедительным, высказывать своё мнение;
8) научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию учащихся;
9) подготовка к конференции улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности;
10) научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей, ярко представленная на конференции, создаёт в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как современного учебного заведения.

 

Хотелось бы поделиться опытом работы на примере организации научно-практической конференции «По местам акварелей Наполеона Орды», посвященной 215-летию со дня рождения известного композитора, музыканта и художника.

Особенность конференции в том, что она проходила по принципу «учащийся – учитель», где каждый выступал на равных с докладами. При этом доклады не читались, а рассказывались. Выступающими также выступили гости: заместитель генерального директора Национальной библиотеки РБ Александр Суша и работник Брестской центральной городской библиотеки имени А.С.Пушкина Наталья Артёмчик.

 

Предварительный план предстоящей конференции выглядел следующим образом:

1) Вступительное слово. 
2) Гравюры Н.Орды как источник исторической памяти.
3) Маршрутный лист краеведческой экспедиции по известным местам Н.Орды.
4) Даты жизни и творчества Н.Орды.
5) Детство Н.Орды.
6) Годы отрочества Н.Орды.
7) В созвездии гениев.  
8) Ученик Ф.Шопена, директор итальянской оперы.  
9) Музыка прекрасна, но изоискусство…
10) Ноктюрн Н.Орды.
11) «… Единственное такого рода собрание…»
12) Талант, отданный Родине.
13) Наследие Н.Орды: книжные издания и монографии.
14) Общность судеб – общность наследия.
15) Заключительное слово.

Каждый учащийся работал и собирал материал согласно своей теме.

Познакомиться с программой конференции можно по ссылке https://cloud.mail.ru/public/qDaf/rWPAM9c9A. Посмотреть примерные доклады учащихся можно по ссылке https://project.1sept.ru/works/567753.

 

Работа по организации конференции включала несколько этапов:

1) выбор общей темы экскурсии и конференции;
2) создание рабочей группы;
3) разработка маршрута поездки совместно с туристической фирмой;
4) работа над докладами, создание презентации;
5) выступление учащихся и педагогов с докладами и презентация полученных докладов;
6) рефлексия.

 

1-й этап

Тема может быть связана как с одной учебной дисциплиной, например географией, так и с исследованиями в разных областях знаний (географией, историей, физикой и т. д.). В нашем случае экскурсия носила краеведческий характер и была посвящена 215-летию со дня рождения Наполеона Орды.

 

2-й этап  

В рабочую группу входят классные руководители, учащиеся которых поедут в экскурсионную поездку, и заинтересованные педагоги и дети. На рабочую группу возлагается основная ответственность за организацию экскурсии и проведение конференции. Кроме рабочей группы, создаются оргкомитет и экспертный совет, который отвечает за качество подготовленных докладов.

 

3-й этап

В нашем случае маршрут прошёл по следующим памятным местам: г. Брест – г. Иваново – д. Вороцевичи – урочище Красный двор – г. Брест. Руководитель экскурсии вместе с классными руководителями разрабатывают план проведения предстоящей конференции и делят учащихся на группы, которые в ходе экскурсии собирают краеведческий материал для своих докладов, а также фото- и видеоматериалы.

 

4-й этап  

Педагоги выступают на этапе работы над докладами консультантами, которые помогают учащимся анализировать факты из жизни композитора и художника, обобщать полученный материал.

Немаловажное значение играет организация выставки. На ней были представлены программы работы конференции, организована выставка книжных фондов Брестской центральной городской библиотеки имени А.С.Пушкина.

На этом этапе заранее сообщили заинтересованным лицам о теме, времени и месте проведения конференции. Для этого использовали стенды школы для объявлений, а также сайт школы и пригласительные для участников и гостей конференции. Познакомиться с формой пригласительного можно по ссылке https://cloud.mail.ru/public/FToB/XB8i1vxhB.   

 

5-й этап

Познакомиться с конференцией можно в видеосюжете телеканала Буг-ТВ по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lNePhvnFf6g

 

6-й этап 

Этап, на котором участники конференции высказывают своё отношение к мероприятию. Здесь происходит обсуждение с целью обобщения идей и мнений участников.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий