Ознакомление с природой детей дошкольного возраста через создание полисенсорной развивающей среды

- 16:50Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Лариса ФИРСОВА,
воспитатель дошкольного образования
специальной группы для детей
с тяжёлыми нарушениями речи
ГУО «Ясли-сад № 7 г. Мозыря»,
Гомельская область

lar617@yandex.ru

 

 

 

 

Ознакомление детей с природой начинает осуществляться в раннем возрасте. Конечно, формирование представлений о ней лучше всего происходит в естественных природных условиях. Но не всегда это возможно из-за удалённости нужного объекта природы от учреждения образования. Как познакомить детей с лесом или лугом в условиях большого города? Как сформировать представления у воспитанников о природе Африки или Северного полюса? В этом поможет образный рассказ педагога, опирающийся на чувственные и верные восприятия детьми природных сообществ и климатических зон. Их можно получить через создание развивающей среды в группе.

Наша группа имеет элементы оформления в виде природных сообществ. На стене в спальне изображён водоём с некоторыми его обитателями, а в группе – цветущий луг с божьими коровками и порхающими бабочками. За основу дизайна раздевального помещения взята тема фруктового сада.

Для ознакомления воспитанников с природными сообществами и климатическими зонами мною изготовлены в компактном виде модели моря, водоёма, Африки, Северного полюса и развёрнутые игровые модели леса и луга.

У детей формируется умение классифицировать объекты лесного и лугового сообществ и обозначать их обобщающими понятиями: «деревья», «грибы», «ягоды», «луговые цветы», «лесные цветы», «дикие животные», «насекомые», «птицы». На каждое обобщающее понятие имеется наглядно-демонстрационный материал (игрушки и картинки).

 

Более подробно хочу осветить особенности использования в своей работе игровых моделей «Лес» и «Луг», возможности применения которых очень широки.

Модель «Лес» используется мною и для закрепления признаков времён года. Оформляется это природное сообщество в соответствии с порой года. С помощью пособия закрепляю названия жилищ диких животных (берлога, дупло, гнездо, нора). У детей формируются представления о лесе как природном сообществе, в котором всё взаимосвязано.

Игровые модели «Лес» и «Луг» использую в специально организованной деятельности по образовательным областям:

– «Ребёнок и природа»;
– «Развитие речи и культура речевого общения»;
– «Элементарные математические представления».

 

Также применяю наглядные модели в качестве:

– настольного театра;
– для проведения дидактических игр и упражнений;
– в самостоятельной деятельности детей в режиссёрских играх.

 

Игровые пособия целесообразно использовать не только на групповых занятиях, но и в индивидуальной работе с воспитанниками.

Модель «Лес» начинаю использовать со второй младшей группы, а остальные – со средней.

Дети, играя с моделями, получают информацию о природе с помощью различных анализаторов (зрительного, тактильного, слухового, двигательного).

Для получения более точного и разностороннего восприятия при организации игр и занятий с моделями можно использовать музыкальное сопровождение:

– прослушивание звуков природы (шума ветра, дождя, морских волн; шелеста листьев, голосов животных, журчания ручья и др.);
– музыкальных классических произведений (П.И.Чайковского «Вальс цветов», И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и др.);
– тематических детских песен («Пчёлка» – музыка Т.Молчан, слова М.Богдана; «Муравьишка Веня» – музыка и слова И.Карнауховой; «В траве сидел кузнечик» – музыка В.Шаинского, слова Н.Носова; «Салавейка» – музыка В.Серых, слова народные; «Планета цветов» – музыка Т.Шуриновой, слова В.Курбеко, Т.Шуриновой и др.).

 

При ознакомлении детей с природой можно дополнять вышеперечисленные методы чтением художественной литературы, которая, как и музыка, эмоционально воздействуя на воспитанников, усиливает их восприятие, уточняет представления о ней.

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий