Вера ПРОТАСЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца»,
Брестская область
Цель: формирование представлений о полезных ископаемых, об их разнообразии и значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств.
Задачи:
– создать условия для проведения простейших опытов с песком и глиной;
– способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать аккуратность и дисциплинированность при проведении практических работ и опытов, умение работать в группах;
– учить бережному отношению к богатствам родной земли.
Учебно-методическое обеспечение урока: учебное пособие, рабочие тетради, предметные картинки, образцы песка и глины, лупы, стаканы с водой, воронки, тарелки.
Ход урока
I Организационный момент
– Дети, вам тепло?
– В классе нашем светло?
– Прозвенел уже звонок?
– Уже закончился урок?
– Только начался урок?
– Хотите учиться?
– Значит можно вам садиться.
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
II Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
Учитель показывает прямоугольники светло-зелёного цвета.
– Что обозначают на карте таким цветом?
Такая же работа проводится с прямоугольниками темно-зеленого и желто-коричневого цветов.
Проверка выполнения задания в рабочей тетради на с. 10.
Введение в тему
– Поиграем в игру «Повторяшка». На доске висят картинки (Приложение 1). Я задаю вопрос, а ваша задача – найти ответ-картинку и вывесить выше на расчерченные линии: четыре первых картинки – выше и шесть следующих – ниже.
Игра «Повторяшка»
1 Название планеты, на которой мы живём? (Земля)
2 Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)
3 Вокруг какой звезды вращается планета Земля? (Солнце)
4 Самый большой материк? (Евразия)
5 Самый большой океан? (Тихий)
6 Возвышенность высотою от 200 м и выше? (Гора.)
7 Назовите стороны горизонта? (Север, запад, юг, восток)
8 Предмет, который помогает ориентироваться на местности? (Компас)
9 Назовите один из природных признаков, по которому можно ориентироваться на местности? (Муравейник)
10 Воображаемая линия, где небо встречается с землёй? (Линия горизонта)
Двое учащихся выходят к доске и переворачивают картинки на обратную сторону:
ПО ЛЕЗ НЫ Е
ИС КО ПА Е МЫ Е
III Сообщение темы урока. Совместное определение цели и задач урока
– Как вы думаете, что обозначает словосочетание «полезные ископаемые»? (Учащиеся дают ответы.)
– Чтобы убедиться, правильно ли вы дали ответ, давайте обратимся к учебному пособию на с. 32 и прочитаем, что же такое «полезные ископаемые».
– Как вы думаете, люди какой профессии занимаются поиском полезных ископаемых? (Геологи.)
– Какие полезные ископаемые вы знаете?
Один учащийся выходит к доске и переворачивает оставшиеся картинки обратной стороной (Приложение 2).
– Сегодня на уроке нашими главными героями будут песок и глина (учитель вывешивает картинки с песком и глиной по боковым частям доски).
Нам предстоит ответить еще на два очень важных вопроса:
1 Какими свойствами обладают песок и глина?
2 Для чего нужны человеку песок и глина?
IV Изучение нового материала
– Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, мы проведем простые опыты с песком и глиной. Работать будем в парах. Но сначала вспомним правила работы с песком и глиной.
Коль с водой имеешь дело, |
А разбилось – не беда, |
Практическая работа по выявлению свойств песка и глины. Их сравнение
– Результаты опытов будем вывешивать в виде табличек на доску. То свойство, которое относится к песку – под картинку песка (на левую часть доски), а то свойство, которое относится к глине, вывешиваем под картинку глины (на правую сторону доски).
Опыт 1. Определение цвета песка и глины.
– У вас на тарелочках лежит несколько образцов наших песка и глины, рассмотрите их и определите их цвет.
Вывод: цвет у песка и глины разнообразный.
ПЕСОК ГЛИНА
Разнообразный Разнообразный
Опыт 2. Определение строения песка и глины.
– Возьмите в руки песок и посыпьте его, а теперь сделайте то же с глиной.
Вывод: строение песка сыпучее, а глины – несыпучее.
ПЕСОК ГЛИНА
Сыпучее Несыпучее
Опыт 3. Определение размера частиц песка и глины.
– Чтобы определить размер частиц, воспользуемся лупой.
Вывод: у песка частички крупные, а у глины мельче, как пыль.
ПЕСОК ГЛИНА
Крупные Мельче, как пыль
Опыт 4. Определение твёрдости песка и глины.
– Потрите пальцами песок, а затем потрите глину.
Вывод: песок – твердый, а глина – мягкая.
ПЕСОК ГЛИНА
Твердый Мягкая
Опыт 5. Определение запаха песка и глины.
– Понюхайте песок и глину.
Вывод: песок запаха не имеет, а глина запах имеет, но только размокшая.
ПЕСОК ГЛИНА
Нет Есть у размокшей
Опыт 6. Определение свойства по отношению песка и глины к воде.
– В один стаканчик с водой насыпьте немного песка и перемешайте, в другом стаканчике проделайте то же с глиной. Дадим немного времени, чтобы песок и глина успокоились после перемешивания. А в это время проведем физкультминутку.
Физкультминутка
– Как живёшь?
– Как идёшь?
– Как бежишь?
– Ночью спишь?
– Как берёшь?
– Как даёшь?
– Как шалишь?
– А грозишь?
– Как скачешь?
– А как плачешь?
– Как топаешь?
– Как хлопаешь?
– А как сидишь?
– Продолжаем опыт. Посмотрите на стаканчики с растворенными в них песком и глиной.
Вывод: Песок и глина тяжелее воды, тонут, в воде не растворяются.
ПЕСОК ГЛИНА
Не растворяется Не растворяется
Опыт 7. Определение пластичности песка и глины.
– Попробуйте скатать шарик из песка, а потом из глины.
Вывод: песок – не пластичен, глина – пластичная, когда сырая.
ПЕСОК ГЛИНА
Нет Да, сырая
Опыт 8. Определение способности песка и глины пропускать воду. Опыт проводит учитель.
Вывод: песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду.
ПЕСОК ГЛИНА
Хорошо Плохо
Продолжение работы по теме урока
– Мы провели опыты и узнали о свойствах песка и глины. А теперь ответим на вопрос, чем же полезны песок и глина человеку? У меня есть шесть картинок (Приложение 3). Как их можно применить к нашему уроку?
Учитель вывешивает картинки на среднюю доску, учащиеся дают ответы и перемещают картинки – к песку или к глине.
Песок:
– Песок является строительным материалом.
– Песком посыпают дороги в гололед.
– Стеклянные предметы делают из песка.
Дополнительная информация (читает учитель):
– Все вы видели сахарный песок и знаете, как делают леденцы из него. Сахарный песок нагревают, плавят, и он превращается в леденец, делается прозрачным. Его разливают в формочки. Леденец становится твердым. По такой же технологии делают стекло, но не из сахарного песка, а из особого кварцевого песка. Он тоже белого цвете и похож на сахар.
Глина:
– Фарфор, керамическую посуду, кирпичи делают из смеси глины.
Дополнительная информация (читает учитель):
– Фарфор – это вид керамики. Его широко используют для изготовления столовой посуды, декоративных предметов, лабораторного оборудования и электрических изоляторов. Фарфор делают из смеси глины, каолина, шварца, полевого шпата. Изобрели фарфор в Китае в 620 году.
V Повторение и закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 11.
VI Рефлексия
Прием «Продолжи фразу»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
VII Домашнее задание
Прочитать материал на с. 31–35 учебного пособия, ответить на вопросы.