Система работы по использованию эффективных упражнений при решении текстовых задач на уроках математики как средство формирования вычислительных умений у учащихся на первой ступени общего среднего образования. Мастер-класс

- 14:50Методичка, Начальная школа. Мастер-класс

Татьяна КРУКОВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Цель: создание условий для понимания сущности использования эффективных упражнений при решении текстовых задач путем организации пространства для профессионального общения.

Целевая группа: учителя-участники мастер-класса.

Задачи:

— создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
— создать условия для изучения упражнений, обучающих составлению и решению текстовых задач;
— содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости приобретенного опыта.

Продолжительность: 45 минут.

Оборудование: бумага, схемы-опоры задач, буклеты, маршрутные листы, стикеры, раздаточный материал, бейджи со словами, иллюстрации, маркеры, проектор, ноутбук.

Презентация мастер-класса

Деятельность учителя-мастера

Деятельность участников

1 Мотивационно-организационный этап
Задача: создать условия для совместной деятельности участников мастер-класса, расположить к диалогу

Учитель-мастер приветствует участников, создавая положительно-эмоциональную атмосферу для общения.

Предлагает участникам мастер-класса познакомиться и поиграть в «Математический веер».

 

Решив задания математических цепочек,  просит участников переместиться в свои группы, номера которых соответствуют результатам вычислений.

 

Учитель-мастер предлагает написать имена участников МК на обратной стороне этих полосок, для того чтобы всем познакомиться. 

Даёт установку придумать в группах, с чем ассоциируется номер стола. Собирает полоски, выслушивает ассоциации-ответы.

Рассказывает о том, что эти числа ассоциируются со следующим:

учитель-мастер работает учителем начальных классов в СШ № 9 г. Мозыря, в 4 «А» классе.

Предлагает ответить на вопросы:

«Числа 1 15 и 5 «выстраиваются» (составляют) какое число или дату?»

«Что эта дата значит для города Мозыря?» Сообщает: «1155 год – первое упоминание о городе Мозыре». Вывешивает дату на коллаж с панорамой города Мозыря.

Предлагает участникам вместе с ним пойти на экскурсию по городу Мозырю, где путевым (маршрутным) листом станет буклет.

Обращает внимание участников на буклет и знакомит с правилами МК

Участвуют в игре «Математический веер».

Берут полоски, на которых написаны примеры – математические цепочки.

Решают примеры, распределяются по группам.

 

 

Называют свои имена и подписывают полоски.

 

Озвучивают, с чем ассоциируется номер стола.

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают дату. Отвечают.

 

 

Знакомятся с буклетом.

Зачитывают правила

2 Этап определения темы
Задача: определить тему мастер-класса

Проводит упражнение «Вставьте пропущенные слова» в цитатах буклета.

Просит зачитать, что получилось. Заслушивает ответы в группах.

Просит сказать, какое слово объединило все высказывания (цитаты).

Сообщает о том, что речь на МК пойдёт о системе работы по использованию эффективных упражнений при решении текстовых задач на уроках математики как средстве формирования вычислительных умений у учащихся на первой ступени общего среднего образования

Сопоставляют записи, зачитывают ответ.

Выдвигают предположения о том, что все цитаты объединяет слово «задача». Доказывают свои ответы. Определяется и озвучивается тема занятия

3 Этап целеполагания
Задача: определить и озвучить цели занятия

Интересуется, как часто участники МК сталкиваются с задачами в повседневной жизни.

Вытягивает полоску с именем участника и предлагает презентовать свой ответ.

Подводит участников МК к выводу о том, что текстовые задачи тесно связаны с жизнью человека.

 

Предлагает ответить на вопросы:
– Нужно ли быть компетентным в решении текстовых задач, исходя из того, что они так часто встречаются в нашей жизни?
– Можно ли говорить, что данная тема актуальна сегодня?

Презентуют свои ответы.

 

Приводят примеры из жизни.

 

Делают вывод об актуальности темы и необходимости быть компетентным в решении текстовых задач

4 Этап актуализации знаний
Задача: выявить уровень владения материалом участниками мастер-класса

Предлагает определить для себя, на какой ступени «Лестницы Успеха» находятся участники по применению темы МК при помощи стикеров.

Упражнение «Математический пазл», в котором участникам предлагается составить условие задачи из полосок с текстом (2 мин.) 

При презентации ответа учитель-мастер просит выделять голосом вопрос, условие задачи, числа задачи.

Предлагает в буклетах составить алгоритм работы над решением задач и заполнить  первую и вторую строки алгоритма.

Даёт установку определить для себя, где можно применить упражнение «Математический пазл» в своей работе ещё.

При необходимости использует приём «Активная оценка»

Подходят к «Лестнице Успеха», определяют ступень, определяют уровень своих знаний по теме занятия.

Работают в группах.
Учатся составлять условие задачи.

Презентуют задачу, выделив голосом:  вопрос, первое слово в вопросе, условие задачи, числа задачи, главные слова. 

Заполняют  первую и вторую строки алгоритма:
1) прочитай условие задачи;
2) выдели главный вопрос.

Усваивают алгоритм.
Презентуют ответы

5 Информационно-деятельностный этап
Задача: организовать деятельность по изучению упражнений по составлению, решению, выбору правильного действия для решения задач, соотношению схем и моделей, анализу условия и составления плана решения текстовых задач, их преобразованию

Упражнение «Составь схему», в котором нужно составить краткое условие (краткую запись задачи) (1 мин.)

Использует приём «Активная оценка».

Упражнение «Волшебный вопрос»

Берёт карточку с вопросительным знаком, закрывает другое число в задаче, предлагает составить вопрос новой задачи. Интересуется, как изменится условие задачи, если знак вопроса переместить и спрятать другое число.

 

Обращает внимание на то, что в этом упражнении можно научиться составлять и решать три задачи.

(Есть три числа)

Даёт установку определить для себя, где можно применить упражнения «Составь схему» и «Волшебный вопрос» на других учебных предметах.

Предлагает в буклетах заполнить третью строку алгоритма.

Получают схемы, числа и составляют краткую запись задачи.

Презентуют краткое условие задачи.

 

 

Получают карточки с вопросительным знаком и «шифруют» (прячут, закрывают) определённые числа в задаче.

Составляют обратные задачи.

Приходят к выводу о решении трёх задач.

Презентуют ответы по применению упражнений в работе.

 

Заполняют третью строку алгоритма:
3) составить краткую запись.

6 Репродуктивный этап
Задача: выявить уровень овладения предложенным материалом

Игра «Минутка тишины»
Предлагается решить задачу. Решение  записать в буклет в место для записей (1 мин.)

Предлагает презентовать решение, прикрепив фотографию объекта г. Мозыря в задаче на коллаж. Просит назвать только число в ответе.
— 45 лет исполнилось МНПЗ в этом году;
— 60 видов продукции ежедневно выпускает ОАО «Мозырьсоль»;
— в 2005 г. Мозырский замок распахнул свои двери после реконструкции;
— 2 метра – ширина дорожки бассейна в нашем городе;
660 мест – в зале драмтеатра им. Ивана Мележа.

 

Предлагается в буклетах заполнить четвёртую, пятую и шестую строки алгоритма.

 

Работа над упражнениями в интерактивном режиме по моделям и схемам «Составь и реши» и «Молчанка», в которых предлагается каждой группе составить и презентовать условие задачи о Мозыре, а остальным участникам групп, молча показать знак, при помощи которого решается задача (2 мин.)

 

Определяет, где можно применить упражнение «Составь и реши» и «Молчанка» в своей работе.

 

Сообщает, что во время МК участники познакомились с различными упражнениями, создали алгоритм РЗ, познакомились с объектами города в рамках экскурсионной программы.

 

Организовывает работу по применению упражнений в интерактивном режиме по группам.

Игра «Если бы я был учителем …?»

1 группа: «Вы — учителя русского языка и литературы, как бы Вы применили в работе упражнение «Волшебный вопрос».
2 группа: учителям истории – «Математический веер».
3 группа: учителям математики – «Математический пазл».
4 группа: учителям биологии – «Составь схему».
5 группа: учителям физической культуры и здоровья – «Вставь пропущенное слово».

Время выполнения – 1 мин.

Выполняют вычисления, составляют выражение. Записывают решение.

 

 

Демонстрируют решение, называют ответ задачи, крепят фотографию объекта города Мозыря.

Заполняют четвёртую и пятую строки алгоритма:
4) составить план решения задачи;
5) выполнить решение задачи;
6) сформулировать ответ.

 

Слушатели в группах составляют задачи. Выбирают из карточек со знаками «+», «–» «:», «*» единственно верное для решения задачи.

Усваивают связи в тексте задачи между числовыми данными и определяют правильное решение. Демонстрируют знаки действий.

Презентуют ответы по применению упражнений на других уроках.

Отвечают на вопросы алгоритма анализа условия и решения текстовой задачи в группах.

Перечисляют этапы работы в алгоритме над анализом решения задачи.

Озвучивают упражнения, с которыми познакомились на МК.

 

Работают в группах.

 

 

 

 

Презентуют свои ответы.

7 Рефлексивный этап
Задача: определить уровень значимости полученных знаний и умений для дальнейшей деятельности участников

Предлагается оценить полученные знания и умения по итогам МК, эффективность работы с помощью приёма «Лестница Успеха» и озвучить значимость полученных знаний для дальнейшей работы, переместив свой стикер на ступенях.

Предлагает по QR коду воспользоваться данными упражнениями и применить их в своей работе, поделиться ими со своими коллегами, а по данному маршрутному листу самостоятельно провести экскурсию по городу Мозырю.

Учитель-мастер благодарит за работу и внимание участников МК и желает успехов в творческой деятельности.

Оценивают работу мастер-класса:

 

я (участник) расширил знания
группа                    хотелось бы
коллектив
буду пробовать
узнал   
удовлетворен
не удовлетворен
получил
не получил
ожидания оправдались
ожидания не оправдались

Приложения

 

Список литературы

  1. Устный счёт на уроках математики. 1–2 классы. – Мозырь : ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2013.
  2. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Минск : Белорус. верасень, 2005. – 196 с.
  3. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности / Е.В.Коротаева. – Москва : Сентябрь, 2003. – 176 с.
  4. Лукашенко, С.Э. Организация целеполагающей деятельности в 1–4 классах: 30 вопросов и ответов / С.Э.Лукашенко. ‒ Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. ‒ 184 с. – (Серия «Педагогическая мастерская»).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий