Татьяна КРУКОВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: создание условий для понимания сущности использования эффективных упражнений при решении текстовых задач путем организации пространства для профессионального общения.
Целевая группа: учителя-участники мастер-класса.
Задачи:
— создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
— создать условия для изучения упражнений, обучающих составлению и решению текстовых задач;
— содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости приобретенного опыта.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: бумага, схемы-опоры задач, буклеты, маршрутные листы, стикеры, раздаточный материал, бейджи со словами, иллюстрации, маркеры, проектор, ноутбук.
Деятельность учителя-мастера |
Деятельность участников |
1 Мотивационно-организационный этап |
|
Учитель-мастер приветствует участников, создавая положительно-эмоциональную атмосферу для общения. Предлагает участникам мастер-класса познакомиться и поиграть в «Математический веер».
Решив задания математических цепочек, просит участников переместиться в свои группы, номера которых соответствуют результатам вычислений.
Учитель-мастер предлагает написать имена участников МК на обратной стороне этих полосок, для того чтобы всем познакомиться. Даёт установку придумать в группах, с чем ассоциируется номер стола. Собирает полоски, выслушивает ассоциации-ответы. Рассказывает о том, что эти числа ассоциируются со следующим: учитель-мастер работает учителем начальных классов в СШ № 9 г. Мозыря, в 4 «А» классе. Предлагает ответить на вопросы: «Числа 1 15 и 5 «выстраиваются» (составляют) какое число или дату?» «Что эта дата значит для города Мозыря?» Сообщает: «1155 год – первое упоминание о городе Мозыре». Вывешивает дату на коллаж с панорамой города Мозыря. Предлагает участникам вместе с ним пойти на экскурсию по городу Мозырю, где путевым (маршрутным) листом станет буклет. Обращает внимание участников на буклет и знакомит с правилами МК |
Участвуют в игре «Математический веер». Берут полоски, на которых написаны примеры – математические цепочки. Решают примеры, распределяются по группам.
Называют свои имена и подписывают полоски.
Озвучивают, с чем ассоциируется номер стола.
Вспоминают дату. Отвечают.
Знакомятся с буклетом. Зачитывают правила |
2 Этап определения темы |
|
Проводит упражнение «Вставьте пропущенные слова» в цитатах буклета. Просит зачитать, что получилось. Заслушивает ответы в группах. Просит сказать, какое слово объединило все высказывания (цитаты). Сообщает о том, что речь на МК пойдёт о системе работы по использованию эффективных упражнений при решении текстовых задач на уроках математики как средстве формирования вычислительных умений у учащихся на первой ступени общего среднего образования |
Сопоставляют записи, зачитывают ответ. Выдвигают предположения о том, что все цитаты объединяет слово «задача». Доказывают свои ответы. Определяется и озвучивается тема занятия |
3 Этап целеполагания |
|
Интересуется, как часто участники МК сталкиваются с задачами в повседневной жизни. Вытягивает полоску с именем участника и предлагает презентовать свой ответ. Подводит участников МК к выводу о том, что текстовые задачи тесно связаны с жизнью человека.
Предлагает ответить на вопросы: |
Презентуют свои ответы.
Приводят примеры из жизни.
Делают вывод об актуальности темы и необходимости быть компетентным в решении текстовых задач |
4 Этап актуализации знаний |
|
Предлагает определить для себя, на какой ступени «Лестницы Успеха» находятся участники по применению темы МК при помощи стикеров. Упражнение «Математический пазл», в котором участникам предлагается составить условие задачи из полосок с текстом (2 мин.) При презентации ответа учитель-мастер просит выделять голосом вопрос, условие задачи, числа задачи. Предлагает в буклетах составить алгоритм работы над решением задач и заполнить первую и вторую строки алгоритма. Даёт установку определить для себя, где можно применить упражнение «Математический пазл» в своей работе ещё. При необходимости использует приём «Активная оценка» |
Подходят к «Лестнице Успеха», определяют ступень, определяют уровень своих знаний по теме занятия. Работают в группах. Презентуют задачу, выделив голосом: вопрос, первое слово в вопросе, условие задачи, числа задачи, главные слова. Заполняют первую и вторую строки алгоритма: Усваивают алгоритм. |
5 Информационно-деятельностный этап |
|
Упражнение «Составь схему», в котором нужно составить краткое условие (краткую запись задачи) (1 мин.) Использует приём «Активная оценка». Упражнение «Волшебный вопрос» Берёт карточку с вопросительным знаком, закрывает другое число в задаче, предлагает составить вопрос новой задачи. Интересуется, как изменится условие задачи, если знак вопроса переместить и спрятать другое число.
Обращает внимание на то, что в этом упражнении можно научиться составлять и решать три задачи. (Есть три числа) Даёт установку определить для себя, где можно применить упражнения «Составь схему» и «Волшебный вопрос» на других учебных предметах. Предлагает в буклетах заполнить третью строку алгоритма. |
Получают схемы, числа и составляют краткую запись задачи. Презентуют краткое условие задачи.
Получают карточки с вопросительным знаком и «шифруют» (прячут, закрывают) определённые числа в задаче. Составляют обратные задачи. Приходят к выводу о решении трёх задач. Презентуют ответы по применению упражнений в работе.
Заполняют третью строку алгоритма: |
6 Репродуктивный этап |
|
Игра «Минутка тишины» Предлагает презентовать решение, прикрепив фотографию объекта г. Мозыря в задаче на коллаж. Просит назвать только число в ответе.
Предлагается в буклетах заполнить четвёртую, пятую и шестую строки алгоритма.
Работа над упражнениями в интерактивном режиме по моделям и схемам «Составь и реши» и «Молчанка», в которых предлагается каждой группе составить и презентовать условие задачи о Мозыре, а остальным участникам групп, молча показать знак, при помощи которого решается задача (2 мин.)
Определяет, где можно применить упражнение «Составь и реши» и «Молчанка» в своей работе.
Сообщает, что во время МК участники познакомились с различными упражнениями, создали алгоритм РЗ, познакомились с объектами города в рамках экскурсионной программы.
Организовывает работу по применению упражнений в интерактивном режиме по группам. Игра «Если бы я был учителем …?» 1 группа: «Вы — учителя русского языка и литературы, как бы Вы применили в работе упражнение «Волшебный вопрос». Время выполнения – 1 мин. |
Выполняют вычисления, составляют выражение. Записывают решение.
Демонстрируют решение, называют ответ задачи, крепят фотографию объекта города Мозыря. Заполняют четвёртую и пятую строки алгоритма:
Слушатели в группах составляют задачи. Выбирают из карточек со знаками «+», «–» «:», «*» единственно верное для решения задачи. Усваивают связи в тексте задачи между числовыми данными и определяют правильное решение. Демонстрируют знаки действий. Презентуют ответы по применению упражнений на других уроках. Отвечают на вопросы алгоритма анализа условия и решения текстовой задачи в группах. Перечисляют этапы работы в алгоритме над анализом решения задачи. Озвучивают упражнения, с которыми познакомились на МК.
Работают в группах.
Презентуют свои ответы. |
7 Рефлексивный этап |
|
Предлагается оценить полученные знания и умения по итогам МК, эффективность работы с помощью приёма «Лестница Успеха» и озвучить значимость полученных знаний для дальнейшей работы, переместив свой стикер на ступенях. Предлагает по QR коду воспользоваться данными упражнениями и применить их в своей работе, поделиться ими со своими коллегами, а по данному маршрутному листу самостоятельно провести экскурсию по городу Мозырю. Учитель-мастер благодарит за работу и внимание участников МК и желает успехов в творческой деятельности. |
Оценивают работу мастер-класса:
я (участник) расширил знания |
Список литературы
- Устный счёт на уроках математики. 1–2 классы. – Мозырь : ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2013.
- Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Минск : Белорус. верасень, 2005. – 196 с.
- Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности / Е.В.Коротаева. – Москва : Сентябрь, 2003. – 176 с.
- Лукашенко, С.Э. Организация целеполагающей деятельности в 1–4 классах: 30 вопросов и ответов / С.Э.Лукашенко. ‒ Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. ‒ 184 с. – (Серия «Педагогическая мастерская»).