Светлана МИСНИК,
заместитель заведующего
ГУО «Ясли-сад № 16 «Светлячок» г. Жодино»,
Минская область
В практике работы педагогов яслей-сада № 16 «Светлячок» Жодино есть интересный опыт создания условий для организации игровой деятельности с воспитанниками – переносные игровые макеты, созданные в совместном творчестве педагогов и детей.
Что для ребёнка может быть интересней и значимей игры… На каждом этапе дошкольного возраста игра имеет свои особенности. В жизни детей старшего дошкольного возраста место занимают режиссерские игры с мелкими игрушками. Играя, ребёнок создаёт воображаемые ситуации, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, моделируя реальные социальные отношения в игровой форме.
Для того чтобы режиссерская игра получила своё развитие, необходимо привлекательное игровое пространство, в котором можно развернуть различные игровые сюжеты с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполнять одну или несколько ролей. Именно в этом нам помогают макеты.
Процесс сотворчества в изготовлении макетов вызывает у детей не только интерес к продуктивному виду деятельности, но и желание быстрее поиграть с ним, используя любимые игрушки.
Для изготовления макетов используется природный и бросовый материал, пластилин, акриловые краски, картон и бумага. Данный вид работы объединяет детей, развивает воображение, память, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве.
Так, усилиями педагогов и детей в яслях-саду созданы игровые макеты
«Полёт на неизведанную планету», «Деревенский двор», «Лесное дворище для зверей», «Насекомые на лугу», «Лесное озеро» и ряд макетов, обучающих и закрепляющих правила безопасности на воде: «Отдых трёх поросят летом», «За буйки не заплывай», «Смешарики на речке», «Спасательный круг – твой друг!».
В процессе игр с макетами у детей закрепляются знания и представления об окружающем мире. Данный вид деятельности позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулировать детское творчество.
Детям интересно расставлять игрушки, давать им имена, придумывать сюжет, передвигая фигурки. В ходе игры ребята задают вопросы, включают свои новые представления в сюжет игр. Помогает в этом использование художественной литературы, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Совместное с воспитанниками придумывание рассказа или сказки в дальнейшем служит основой для создания и развития игрового сюжета с полюбившимися сказочными героями.
Преимущество использования игровых макетов в том, что они переносные и их можно использовать как в помещении, так и на уличных площадках в любое время года.
Таким образом, объединив процессы создания макета и режиссерской игры, придумывая единое игровое пространство и дополняя его, педагогам удаётся организовывать игры с макетами в течение длительного времени.