Организация экспериментальной деятельности дошкольников в летний период

- 13:20Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Марина ШЕРЕМЕТЬЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 52 г. Гродно»

Masha10044@tut.by

 

 

 

Ребенок дошкольного возраста, является по своей натуре исследователем окружающего мира, который открывается ему через личный опыт наблюдений, ощущений, действий, переживаний.

Исследовательская деятельность позволяет детям развивать мыслительные процессы, внимание, воображение, память, речь, интерес, развивать кругозор. Кроме того, это отличный инструмент, чтобы познавать мир. Через такую деятельность дошкольники учатся наблюдать, фиксировать увиденное, делать выводы и самовыражаться. Исследуя, ребенок открывает что-то новое, тем самым у него развивается интерес, поднимается самооценка.

Летом мы решили уделить внимание экспериментальной деятельности. Именно в это время появляется возможность взаимодействия с предметами на участке для проведения опытов, что позволяет лучше изучить свойства и качества природных материалов.

 

Задачи: создать условия для экспериментирования, поддержать детскую любознательность, интерес; дать возможность детям самостоятельно проводить эксперименты, опыты, для того чтобы они были активны, а не занимали позицию наблюдателя.

Материалы, необходимые для проведения экспериментов на участке: ведра различных размеров и форм; лопатки; формочки; бумага; зеркала или предметы, отражающие свет; сосуды для опытов; акварель; гуашь; пипетки; вертушки; камни, глина, ракушки, шишки, желуди, листья т.д.; салфетки тканевые и бумажные; поднос; мерные емкости, ложки; лейка; воронка; палочки для размешивания; клеенки; лупы разного диаметра; мельница для воды, песка; сачки; игрушки для игр с водой, песком; магниты разных размеров; предметы из разных материалов; лэпбук «Откуда берется вода»; альбом для фиксирования экспериментов и наблюдений.

Все природные материалы комбинируются в экспериментах, в зависимости от имеющихся знаний и возраста детей.

 

При проведении и организации эксперимента мы выработали алгоритм работы:

– название эксперимента;
– цель эксперимента;
– задачи эксперимента;
– предварительная работа (если необходимо);
– подготовка материалов для эксперимента, место для проведения;
– выдвижение предположений;
– проведение эксперимента, проверка гипотез;
– выводы, умозаключения.

 

Разработали и руководствовались следующими методическими рекомендациями при проведении экспериментальной деятельности с дошкольниками:

– разместить необходимые материалы, чтобы детям было удобно;
– проводить эксперимент по подгруппам;
– заинтересовать ребенка;
– дать возможность каждому ребенку принять участие;
– побуждать ребенка к высказываниям, умозаключениям;
– следить за безопасностью детей.

 

Эксперименты, которые проводили с песком на участке детского сада:

– «Рисование песком»;
– «Песок на мельнице»;
– «Песок принимает форму»;
– «Из чего состоит песок»;
– «В чем отличие песка из песочницы и кинетического песка»;
– «Песок и вода»;
– «Песок на солнце и в тени»;
– «Что скрывает песок»;
– «Чьи следы на песке»;
– «Песочные часы».

 

При проведении экспериментов с песком обязательно напоминали правила безопасного поведения: «Нельзя бросать песок друг в друга, нельзя пробовать песок, нельзя грязными руками трогать глаза».

 

Примеры экспериментов, которые проводили с водой на участке детского сада:

– «Чудесные превращения воды»;
– «Передвижение воды»;
– «Свойства воды»;
– «Что не тонет в воде»;
– «Вода в разных емкостях»;
– «Откуда берется вода»;
– «В какой сосуд вода нальется быстрее»;
– «Окрашивание воды»;
– «Какая же на вкус вода»;
– «Облако воды»;
– «Вода в жизни растений».

 

Примеры проведенных нами на участке детского сада экспериментов с солнечным светом:

– «Какого цвета солнечный свет»;
– «Солнечные зайчики»;
– «День – ночь»;
– «Солнечные часы»;
– «Предметы в тени и на солнце»;
– «Проходит ли солнечный луч через воду»;
– «Уличные тени».

 

Мы выявили, что эксперименты с водой и песком благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка, имеют антистрессовый характер. Песок проверили не только на состав, консистенцию, но и слепили из него замок, превратив работу с этим материалом в игру, с его помощью нарисовали как отдельные рисунки, так и целую сказку.

Разнообразные опыты с водой позволили показать детям, что вода может быть твердой, жидкой и газообразной. Она имеет определенную плотность, которая может быть больше или меньше плотности других предметов. Поэтому одни тонут, другие остаются на поверхности. С помощью воды выявили свойства песка: сыпучий – не принимает форму, не лепится, влажный – принимает форму, лепится.

Наибольший интерес и восторг вызвало у детей экспериментирование с солнечным светом – солнечные зайчики весело бегали по детям и окружающим предметам. Так, играя, дети выясняли их появление.

 

Хочется отметить, что совместная экспериментальная деятельность с детьми помогла нам выстроить доверительные отношения. Также она способствовала благоприятной атмосфере в группе и эмоциональному комфорту каждого ребенка. Эксперименты помогли детям не только быть исследователями, но и способствовали закаливанию, снятию напряжения. Во время проведения экспериментальной деятельности активно развивалась познавательная сфера, творчество, самостоятельность дошкольников.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий