Волшебство сахара и соли. Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» в разновозрастной группе (для детей 4–6 лет)  

- 13:34Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Светлана ЛАБОР,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Ясли-сад № 9 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Программные задачи:

– формировать представление о природных ресурсах, нужных человеку (соль), и необходимости их рационального использования (старший дошкольный возраст);
– формировать представления о свойствах объектов неживой природы (средний дошкольный возраст);
– формировать (средний дошкольный возраст)/закреплять (старший дошкольный возраст) представления о продуктах, полезных для здоровья;
– расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость), доказать опытным путем, что соль и сахар состоят из кристаллов, разных по цвету и форме (старший дошкольный возраст), растворяются в воде, разные по вкусу (средний дошкольный возраст);
– развивать наблюдательность детей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
– воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к познавательной деятельности, аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, иллюстраций, дидактические игры «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков», проведение исследований, опытов.

Методы и приёмы:

наглядные: презентации, схемы;
словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребёнка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия, проведение опытов.

Материал и оборудование: прозрачные одноразовые стаканчики, ложечки, лупы, салфетки, черный картон, соль, сахар; ноутбук, презентация

 

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо (на экране появляется Маша). Да это же Маша нам его прислала!

Маша. Здравствуйте, ребята! Я сварила Мишке суп и компот. Суп получился сладкий, а компот соленый. Я никак не пойму, что я сделала не так? Ребята, помогите, пожалуйста, ведь скоро придет Мишка.

Воспитатель. Поможем Маше? Тогда послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить.

Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаечек.
В каждой кухне проживает
Всем хозяйкам угождает. (Сахар)

Кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар? (фрукты, конфета, печенье и др.)

Из чего изготавливают сахар?

Дети. Из тростника, который растет в жарких странах, из белой свеклы, которая растет у нас в Беларуси (изображение на слайдах).         

Воспитатель. Как вы думаете, как дальше получают сахар?

Дети. Собирают на поле, везут на машинах на завод. На заводе свеклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают сахар (показ слайдов).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Мы узнали, как получают сахар. Это очень трудоёмкий процесс, задействовано много техники и людей. Как вы думаете, можно ли употреблять много сладкого? А у меня для вас еще одна загадка.

Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!

Вы догадались? Ну конечно это соль! А что такое соль?

Дети. Соль – это полезное ископаемое (показ на слайдах).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Правильно, дети, соль – полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах или пещерах. Соль придаёт блюдам особенный вкус, нужна для работы сердца, органов пищеварения. Но переизбыток соли вреден для здоровья. А где применяют соль?

Дети. В приготовлении пищи, медицине, для безопасного движения транспорта и пешеходов во время гололёда (слайды).

 

Физкультминутка (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, соль и сахар между собой похожи?

Соль и сахар похожи, поэтому Маша перепутала их. Поможем ей научиться различать соль и сахар? Для этого мы с вами побываем в наших научных лабораториях Фиксиков и Смешариков. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов.

1. Надеть фартук.
2. Не трогать глаза и лицо руками.
3. Не отвлекаться, чтобы не рассыпать, чтобы не попасть в глаза себе и товарищам.
4. Сначала смотреть, а потом повторять.
5. По завершении работы обязательно вымыть руки с мылом.
6. После выполнения работы все положить на место.

Сотрудники лаборатории Фиксиков проведут опыт по определению формы и цвета сахара и соли. Как можно провести этот опыт?

Дети. Насыпать соль и сахар на чёрный картон и рассмотреть через лупу (дети выполняют задание).

Воспитатель. Сотрудники лаборатории Смешариков проведут опыт и узнают, растворяется ли соль и сахара в воде.

Возьмите два стакана с водой, в один насыпьте соль, в другой сахар, размешайте и посмотрите, что произойдёт. Вывод: соль и сахар растворяются в воде.

Попробуйте воду, какая она стала на вкус? Вывод: соль и сахар разные по вкусу.

Молодцы, ребята, теперь давайте пойдём в лабораторию Фиксиков и узнаем, чем ещё отличаются соль и сахар.

– Как выглядят соль и сахар? (кристаллики, частицы)
– Частицы разные или одинаковые по форме? (разные)
– На что похожи частицы сахара? Соли? (кирпичики, шарики)
Вывод: соль и сахар разные по форме.

– Что можно сказать о цвете соли и сахара? (разные)
– Какого цвета частицы соли? (белого)
– Какого цвета частицы сахара? (жёлтоватого)
Вывод: соль и сахара разные по цвету.

Хорошо, ребята, вы настоящие лаборанты, справились со всеми заданиями. А теперь давайте поиграем в игру.

 

Игра «Четвёртый лишний» (слайды)

Воспитатель. Что нового вы сегодня узнали?

Дети. Узнали, где добывают соль, как её используют, соль и сахар растворяются в воде, имеют разную форму и вкус (слайд).

Воспитатель. А что же узнала Маша? (слайд).

(Дети среднего дошкольного возраста уходят, остаются дети старшего дошкольного возраста).

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем с кубиками историй. (Дети поочередно бросают кубик и рассказывают свою историю о соли или о сахаре).

Ребята, садитесь на свои места там, где лежат кубики. Каждый из вас составит рассказ про соль или сахар с помощью кубиков. (Индивидуальная работа и ответы детей). У вас получились замечательные рассказы, в которых вы раскрыли свойства сахара и соли.

 

Список литературы

1 Рублевская, Е.У. В мире природы (от 3 до 5 лет): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждения дошкольного образования с бел./рус.яз. обучения / Е.У.Рублевская. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2021.
2 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий