Светлана ЛАБОР,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Ясли-сад № 9 г. Слонима»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представление о природных ресурсах, нужных человеку (соль), и необходимости их рационального использования (старший дошкольный возраст);
– формировать представления о свойствах объектов неживой природы (средний дошкольный возраст);
– формировать (средний дошкольный возраст)/закреплять (старший дошкольный возраст) представления о продуктах, полезных для здоровья;
– расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость), доказать опытным путем, что соль и сахар состоят из кристаллов, разных по цвету и форме (старший дошкольный возраст), растворяются в воде, разные по вкусу (средний дошкольный возраст);
– развивать наблюдательность детей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
– воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к познавательной деятельности, аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, иллюстраций, дидактические игры «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков», проведение исследований, опытов.
Методы и приёмы:
наглядные: презентации, схемы;
словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребёнка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия, проведение опытов.
Материал и оборудование: прозрачные одноразовые стаканчики, ложечки, лупы, салфетки, черный картон, соль, сахар; ноутбук, презентация
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо (на экране появляется Маша). Да это же Маша нам его прислала!
Маша. Здравствуйте, ребята! Я сварила Мишке суп и компот. Суп получился сладкий, а компот соленый. Я никак не пойму, что я сделала не так? Ребята, помогите, пожалуйста, ведь скоро придет Мишка.
Воспитатель. Поможем Маше? Тогда послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить.
Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаечек.
В каждой кухне проживает
Всем хозяйкам угождает. (Сахар)
Кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар? (фрукты, конфета, печенье и др.)
Из чего изготавливают сахар?
Дети. Из тростника, который растет в жарких странах, из белой свеклы, которая растет у нас в Беларуси (изображение на слайдах).
Воспитатель. Как вы думаете, как дальше получают сахар?
Дети. Собирают на поле, везут на машинах на завод. На заводе свеклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают сахар (показ слайдов).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Мы узнали, как получают сахар. Это очень трудоёмкий процесс, задействовано много техники и людей. Как вы думаете, можно ли употреблять много сладкого? А у меня для вас еще одна загадка.
Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Вы догадались? Ну конечно это соль! А что такое соль?
Дети. Соль – это полезное ископаемое (показ на слайдах).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Правильно, дети, соль – полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах или пещерах. Соль придаёт блюдам особенный вкус, нужна для работы сердца, органов пищеварения. Но переизбыток соли вреден для здоровья. А где применяют соль?
Дети. В приготовлении пищи, медицине, для безопасного движения транспорта и пешеходов во время гололёда (слайды).
Физкультминутка (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, соль и сахар между собой похожи?
Соль и сахар похожи, поэтому Маша перепутала их. Поможем ей научиться различать соль и сахар? Для этого мы с вами побываем в наших научных лабораториях Фиксиков и Смешариков. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов.
1. Надеть фартук.
2. Не трогать глаза и лицо руками.
3. Не отвлекаться, чтобы не рассыпать, чтобы не попасть в глаза себе и товарищам.
4. Сначала смотреть, а потом повторять.
5. По завершении работы обязательно вымыть руки с мылом.
6. После выполнения работы все положить на место.
Сотрудники лаборатории Фиксиков проведут опыт по определению формы и цвета сахара и соли. Как можно провести этот опыт?
Дети. Насыпать соль и сахар на чёрный картон и рассмотреть через лупу (дети выполняют задание).
Воспитатель. Сотрудники лаборатории Смешариков проведут опыт и узнают, растворяется ли соль и сахара в воде.
Возьмите два стакана с водой, в один насыпьте соль, в другой сахар, размешайте и посмотрите, что произойдёт. Вывод: соль и сахар растворяются в воде.
Попробуйте воду, какая она стала на вкус? Вывод: соль и сахар разные по вкусу.
Молодцы, ребята, теперь давайте пойдём в лабораторию Фиксиков и узнаем, чем ещё отличаются соль и сахар.
– Как выглядят соль и сахар? (кристаллики, частицы)
– Частицы разные или одинаковые по форме? (разные)
– На что похожи частицы сахара? Соли? (кирпичики, шарики)
Вывод: соль и сахар разные по форме.
– Что можно сказать о цвете соли и сахара? (разные)
– Какого цвета частицы соли? (белого)
– Какого цвета частицы сахара? (жёлтоватого)
Вывод: соль и сахара разные по цвету.
Хорошо, ребята, вы настоящие лаборанты, справились со всеми заданиями. А теперь давайте поиграем в игру.
Игра «Четвёртый лишний» (слайды)
Воспитатель. Что нового вы сегодня узнали?
Дети. Узнали, где добывают соль, как её используют, соль и сахар растворяются в воде, имеют разную форму и вкус (слайд).
Воспитатель. А что же узнала Маша? (слайд).
(Дети среднего дошкольного возраста уходят, остаются дети старшего дошкольного возраста).
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем с кубиками историй. (Дети поочередно бросают кубик и рассказывают свою историю о соли или о сахаре).
Ребята, садитесь на свои места там, где лежат кубики. Каждый из вас составит рассказ про соль или сахар с помощью кубиков. (Индивидуальная работа и ответы детей). У вас получились замечательные рассказы, в которых вы раскрыли свойства сахара и соли.
Список литературы
1 Рублевская, Е.У. В мире природы (от 3 до 5 лет): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждения дошкольного образования с бел./рус.яз. обучения / Е.У.Рублевская. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2021.
2 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.