Наталья ЖУКОВСКАЯ,
учитель биологии и химии
ГУО «Свислочская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область
natalya-zhukovskaya@bk.ru
Факультативное занятие по теме «Естественные (ручьи, реки, озера) и искусственные (пруды, водохранилища) водоемы» разработано с целью привлечения внимания обучающихся к проблеме сохранения биоразнообразия в пойме образовавшегося на реке Свислочь водохранилища («Гродненского моря»). Ландшафт данной территории изменился в связи со строительством Гродненской гидроэлектростанции на реке Неман.
На занятии изучаются естественные и искусственные водоёмы, их видовое разнообразие. Основной акцент делается на особенностях территории агрогородка Свислочь, времени и месте образования водохранилища на реке Свислочь, изменении видового разнообразия растительного и животного мира, ознакомлении с основными представителями животного мира, обитающими в прибрежной зоне реки. Преобладает практический подход в изучении видового разнообразия живых организмов в единстве с их средой обитания. Особенностью занятия является его ориентированность на изучение дикой природы той местности, где проживают обучающиеся, а также возможность увидеть животных в их естественной среде обитания.
Представленная разработка направлена также на изучение территории родного края, развитие умений проведения полевых наблюдений, воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Целевая группа: обучающиеся 8-го класса.
Необходимое оборудование: ноутбуки для каждого обучающегося, музыкальные колонки, бинокль, маркеры, флажки, цветные скрепки, набор магнитов.
Цель занятия: формирование у обучающихся представления об уникальности территории «Гродненского моря» (искусственное водохранилище на реке Свислочь), созданного в результате строительства Гродненской гидроэлектростанции, о необходимости сохранения биологического разнообразия животного мира на данной территории.
Задачи:
– ознакомление с естественными и искусственными водоёмами нашей страны;
– изучение особенностей создания искусственного водохранилища на реке Свислочь, изменений в видовом разнообразии растительного и животного мира, произошедших в связи с его образованием;
– развитие умений проводить наблюдения в живой природе;
– создание условий для осуществления природоохранной деятельности на территории агрогородка Свислочь через развитие творческих способностей обучающихся.
Ход факультативного занятия
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.
Одна природа делает великое даром.
А. Герцен
1 Организационный момент
Приветствие обучающихся. Создание положительного эмоционального настроя.
2 Актуализация необходимых знаний
Демонстрируются фотографии озер и рек родного края. Ученикам предлагается узнать, в каких областях (по возможности – в каком конкретном месте) находятся данные водоёмы. Далее ребятам предлагаются для определения фотографии различных мест реки Свислочь, протекающей по территории агрогородка. Ученики должны ответить с какой конкретной точки сделана каждая фотография (проверяется знание местности, на которой проживают дети).
– Как вы думаете, что общее на этих фотографиях и в чём отличие предложенных вам водоёмов?
После предполагаемых ответов детей учитель направляет их к следующему этапу занятия – совместному целеполаганию.
3 Мотивация и целеполагание
– Ребята! Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с эпиграфа, записанного на доске. Очень часто в погоне за материальными благами люди не замечают того, что находится с ними рядом. Стремясь заработать как можно больше денег и купить необходимые нам дорогие вещи, мы забываем о настоящих ценностях, которые нас окружают и достаются совершенно бесплатно: они дарованы нам самой природой.
Среди водоёмов, которые мы рассмотрели с вами в начале занятия, есть естественные и искусственные. Нам предстоит с вами сегодня познакомиться с их характеристикой. Но наибольшее внимание мы уделим сегодня разнообразию живых организмов, которые обитают на уникальном водохранилище, совсем недавно образованном на территории нашего агрогородка. Вы все были свидетелями его создания и значительного преобразования уже привычной для вас зоны отдыха возле нашей реки Свислочь в совершенно другую уникальную территорию, с разнообразием животного мира которой мы с вами сегодня познакомимся поближе. Итак, начнем наше знакомство.
Демонстрируется видеофрагмент о современном виде искусственного водохранилища на реке Свислочь (снят учениками 8-го класса за несколько дней до проведения занятия).
4 Изучение нового материала
– Познакомимся с общей характеристикой водоемов и водотоков Беларуси.
Справочно:
Естественные водоемы
На территории Беларуси насчитывается 10780 озер, общая площадь которых более 140 тыс. га. Большинство из них невелики (до 20 га), но есть и крупные озера (до 8 тыс. га – Нарочь). Речная сеть – 20,8 тыс. рек и ручьев, общей протяженностью 90,6 тыс. км. Из них 93 % составляют реки и ручьи длинной до 10 км, но есть и крупные, судоходные реки (Днепр, Припять, Березина, Западная Двина, Неман, Западный Буг). Все эти водоемы и водотоки – естественного, природного происхождения.
Искусственные водоемы
а) Мелиоративные каналы: длина 137 тыс. км (63,6 тыс. км – магистральные и отводные). Есть и судоходные каналы, но их длина и значение невелики.
б) Водохранилища (67): общая площадь – 60 тыс. га. Служат для водоснабжения, энергетических и водорегулирующих целей, орошения, рекреации и т.п. Среди них самые крупные – Вилейское (7,5 тыс. га, Заславское – 3,1 тыс. га и др.).
в) Пруды рыболовного и комплексного назначения: общая площадь – 35 тыс. га.
Таким образом, площадь зеркала искусственных водоемов и водотоков может соперничать с площадью естественных водных экосистем. Фауна водоемов Беларуси сложилась стихийно и соответствует животному населению водных экосистем соответствующих бассейнов.
– После краткой справочной информации я хочу предоставить слово ученикам, подготовившим выступления и красочные презентации о наиболее известных естественных и искусственных водоёмах нашей страны.
Выступления двух обучающихся с презентациями
5 Практический блок: закрепление + наблюдение + описание
– А сейчас я предлагаю нам совершить мини-путешествие на берег реки, где мы сможем увидеть нашу уникальную территорию «Гродненского моря» с обзорной площадки.
Примечание: в связи с тем, что школа находится в непосредственной близости от реки Свислочь, переход из класса до ближайшей удобной обзорной площадки занимает не более 5 минут.
Возможен и второй вариант: обзор можно осуществлять прямо из класса с помощью бинокля.
После осуществления выхода на обзорную площадку ребятам предлагается описать:
1) внешний вид русла реки;
2) степень антропогенной нагрузки в рекреационной зоне;
3) увиденных представителей животного мира прибрежной полосы реки Свислочь.
Далее занятие строится согласно тому, каких конкретно представителей увидят обучающиеся (возможны варианты).
Примечание: в конспекте приводится описание наиболее часто встречающихся на данной территории птиц, которых ребята могут увидеть с помощью бинокля.
– Познакомимся поближе с теми представителями, которых вы назвали.
Наиболее заметными птицами, летающими на водоемах, являются чайки и крачки: речная, белокрылая и белощекая. Гнездятся они колониями на влажных лугах, зарастающих старицах и островах. Речная крачка тяготеет к более сухим участкам, последние два вида, относящиеся к группе болотных крачек, устраивают гнезда на залитых участках луга среди воды.
Речная крачка – средних размеров птица, с очень длинными и узкими крыльями. Верх серый, низ белый с сероватым на боках, на голове – черная «шапочка». Клюв красный с черным концом. Полет легкий, порхающий, на земле держится горизонтально, на воду садится редко. Корм добывает, резко бросаясь с воздуха в воду. Питается водными беспозвоночными, мальками рыб, летающими насекомыми.
Лебедь-шипун. Эта крупная величавая птица известна каждому. Имеет чисто-белую окраску. Клюв красный, у его основания высокий черный нарост, гораздо более развитый у самца. Птенцы окрашены в грязновато-бурые тона, которые полностью заменяются белым к третьему году жизни. На воде шипун часто принимает красивую позу с изогнутой шеей и несколько приподнятыми крыльями, причем клюв в это время обращен вниз.
Кормится лебедь на мелководьях, собирая корм с воды или доставая его со дна, не ныряет, однако часто опрокидывается головой вперед, погружая в воду шею и почти треть туловища. Питается подводными частями растений, водорослями, беспозвоночными.
– Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что в последнее время, «благодаря» чрезмерному вниманию людей, которые подкармливают лебедей, считая, что делают для них великое благо, большинство этих некогда диких и осторожных птиц, фактически превратилось в людских нахлебников. Нехарактерные для этих птиц корма (чаще всего это куски черного и белого хлеба) нарушают нормальный процесс пищеварения, у птиц-нахлебников полностью притупляются основные природные инстинкты. Такие птицы весной не приступают к размножению, а с наступлением холодов – не улетают к местам зимовок и остаются на этих водоемах до весны. При мягких зимах и ежедневной подкормке они успешно перезимовывают, однако иногда с наступлением сильных холодов, когда абсолютно все водоемы сковывает льдом, наступает массовая гибель лебедей и других водоплавающих птиц.
Белая трясогузка – наиболее известный из трех видов трясогузок, встречающихся в Беларуси. Это небольшая стройная птица с длинным подвижным хвостом. Окрашена в белые и серые тона, на голове и груди большое черное пятно, темя черное, резко контрастирующее с белым лбом, щеками и низом. Хвост черный, с белыми крайними рулевыми перьями. Трясогузка постоянно находится в движении, большую часть времени проводит на земле, на ветви садится крайне редко. Быстрыми шагами перебегает с одного места на другое. Идеально приспособленная для «пешеходного» движения, в полете трясогузка выглядит довольно неуклюже: траектория полета волнообразная, со взлетами и глубокими заныриваниями. Довольно часто можно наблюдать, как трясогузка в полете охотится на насекомых – кажется, что длинный хвост только мешает птице. Трепетание крылышками, зависание на месте, короткие погони и резкие рывки в разные стороны – при всем этом хвост у птицы болтается (отсюда и название птицы «трясогузка»).
Весной трясогузки появляются в начале апреля, отлетают на зимовку в начале сентября. Гнездящиеся на полях трясогузки избегают однородных пространств, стараются селиться по краю поля, где есть дороги, канавы, сельскохозяйственные постройки.
– А сейчас я хочу обратить ваше внимание на таблички, установленные на протяжении береговой полосы. Что вы на них видите?
Ребята отвечают, что на разных табличках размещены фотографии и информация о птицах, которых можно встретить на нашей территории.
– Совершенно верно. Одной из них является вертлявая камышёвка. Обратим на неё особое внимание.
Повторим все таксономические единицы, к которым относится этот вид.
Класс: Птицы (Аves)
Отряд: Воробьинообразные
Семейство: Славковые
Вид: вертлявая камышёвка
Этот вид птиц включен в Красную книгу Республики Беларусь с 1993 г. Подписан международный меморандум и план действий по сохранению вида в пределах ареала. Основными мероприятиями по сохранению данного вида являются: оптимизация гидрологического режима, предотвращение зарастания открытых болот кустарниками и тростниками.
Описание: На груди – темные пестрины, более выраженные по бокам. На спине – темные, четко выраженные продольные пестрины. Самцы активны преимущественно в вечернее время. Поют, сидя на траве или одиночных кустах, часто в характерном токовом полете.
Распространение: Обитает только на открытых низинных болотах. Гнездится в Беларуси, Венгрии, Германии, Литве, Польше, России и Украине. Центром современного ареала является Полесская низменность. Стабильные группировки отмечены на болотах Званец, Споровское, Дикое, Сервечь. На других болотах в Ивацевичском, Столинском, Пинском, Свислочском и Лидском районах встречается нерегулярно и в небольшом числе. Основные места зимовок находятся в западной Африке.
– А сейчас я предлагаю вернуться в класс и закончить наше занятие.
Примечание: по дороге с обзорной площадки в школу можно рассказать ребятам о тех птицах, которых они ещё могут встретить (голубь сизый, обыкновенная горлица, ворон, сорока, грач, скворец и др.).
6 Закрепление (интерактивная часть)
– Итак, ребята, давайте обобщим полученную нами информацию. Для этого я предлагаю вам дополнить нашу интерактивную карту, размещённую на магнитной доске. Напомню вам, что площадь водохранилища, образовавшегося после ввода в эксплуатацию Гродненской ГЭС, около 2000 га, протяженность – около 43 километров (от деревни Щечиново в Гродненском районе до агрогородка Лунно в Мостовском). Максимальная ширина зоны затопления составляет чуть более одного километра в районе впадения реки Свислочь. Максимальная глубина – 10 метров, средняя – около 7 метров. В прибрежной зоне «Гродненского моря» находятся 47 населенных пунктов, в которых проживает более 8 тысяч человек.
Вам необходимо красной линией отметить на карте границы искусственного водохранилища, созданного в русле реки Свислочь. Места, где встречаются увиденные вами сегодня птицы, обозначьте цветными фотографиями-стикерами с изображениями птиц.
Дополнительно на карту вы можете нанести объекты, которые помогут в перспективе сохранить биоразнообразие уникальной территории поймы реки Свислочь в нашем агрогородке.
Ребята с помощью цветных магнитов, флажков и стикеров дополняют карту, а также предлагают варианты развития этой территории в перспективе.
Наиболее интересными предложениями учеников стали следующие:
1) размещение на территории тайм-кафе;
2) оборудование площадки для занятий кайтсёрфингом;
3) определение на данной территории специальных зон «DIGITAL DETOX». Это зона, в которой человек сознательно отказывается от использования смартфонов, планшетов и других устройств с целью снятия стресса, погружения в реальное общение и наслаждение окружающей природой. Все люди, находящиеся в зоне, не используют никаких технических устройств и, пребывая в дикой природе, наслаждаются простыми удовольствиями жизни без мобильных телефонов и гаджетов.
7 Рефлексия
– Я хочу поблагодарить вас за работу на сегодняшнем занятии. Возвращаясь к эпиграфу, хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что природные дары для нас бесценны. Их необходимо приумножать и сохранять для будущих поколений. А поскольку вы сегодня были очень активны, я хочу предложить вам провести в течение следующей недели небольшую социальную рекламную кампанию среди жителей нашего агрогородка для защиты животных и охраны окружающей среды. Концепцию проведения кампании мы придумаем с вами вместе на следующем занятии, а первым пунктом в ней будет создание видеоролика, главной идеей которого будет следующее высказывание:
«Человек может жить без китов, медведей, орлов, журавлей и овсянок. Его существование от них не зависит, но если человек станет безразличен к вопросу, «живут они или нет», если не поймет важности их спасения, то человек перестанет быть человеком. Исчезновение наших соседей должно служить предостережением: мы тоже можем исчезнуть», – Роберт Мак-Кланг.
Спасибо за работу! До новых встреч!